Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Освещение arrow Светильники arrow Рынок современной светотехники

Latest Articles

Most read

Рынок современной светотехники

Рис. 1   П роцесс выбора того или иного материала, прибора, оборудования и т. д. может превратиться в неразрешимую проблему, если не представлять себе четко, из чего придется выбирать и не иметь точек отсчета для принятия решения. Применительно к современному светотехническому рынку специалисты предлагают обратить внимание на следующие моменты. Европейские нормы освещенности отличаются от норм, принятых в нашей стране, в сторону увеличения. Так, например, освещенность на высоте 0,8 м от пола (на уровне рабочей поверхности стола) для офисов, операционных залов банков и учебных классов в России принята в 300 люкс, а европейские нормы определяют ее в 500 люкс. Для проектных и конструкторских бюро эти цифры составляют 500 и 750 люкс, соответственно. На снижение утомляемости и повышение производительности труда, помимо уровня освещенности, влияют такие факторы, как коэффициент пульсации светового потока (для люминесцентных ламп), коэффициент цветопередачи (определяемый цветовой температурой), наличие световых бликов на экране компьютерных мониторов и др.

  К тому же диапазон выбора ламп и светильников очень широк. Чтобы разобраться в их многообразии, необходимо выделить параметры, по которым все предлагаемые на рынке светильники можно было бы условно разделить на несколько категорий. Основным параметром, прежде всего, является страна-производитель. Он определяет и качество, и стоимость, и удовлетворение требованиям охраны труда, и уровень дизайна и создаваемого комфорта.

  По этому признаку можно выделить три категории:

  - отечественные светильники (в том числе и продукция Беларуси);

  - импортные светильники и лампы;

  - светильники отечественного производства, собранные с использованием импортных комплектующих, удовлетворяющие современным требованиям дизайна и нормам охраны труда.

  Каждая из этих категорий имеет своего заказчика. Офисы крупных коммерческих структур, банки, гостиничные комплексы международного уровня, элитные магазины оснащаются светотехникой и электротехническим оборудованием европейских производителей. Административные помещения организаций и фирм средней руки, а также магазины и объекты социальной инфраструктуры для массового потребителя оборудуются светильниками российского производства, при этом предпочтение той или иной их категории отдается в зависимости от дизайна помещения и общего корпоративного стиля.

  Что касается заказа дизайн-проекта, то сегодня у нас наиболее распространен вариант, когда дизайнер создает индивидуальный интерьер, используя минимум средств. При этом традиционно применяются светильники таких торговых марок, как iGuzzini, Delta Light, Targgetti. Из новых технических решений наиболее интересно использование светодиодов и оптоволоконных источников света. В качестве последних достижений дизайнерской мысли стоит упомянуть коллекцию беспроводных светильников FUCO дизайн-студии BaZa Design, где в качестве арматуры используется прозрачное токо-трансформирующее стекло, на которое без единого видимого проводника тока крепятся лампочки. Смелые и эффектные дизайнерские решения широко применяются в шоу-бизнесе, в создании интерьеров гостиниц и ресторанов, в оформлении частных квартир. В офисах же даже крупных компаний, обладающих собственной корпоративной культурой, используется лаконичный стиль, подчеркивающий деловую обстановку и создающий атмосферу ответственности.

  Крупные корпоративные клиенты сегодня предпочитают обращаться в организацию, выполняющую весь комплекс электротехнических работ - от проектирования до сдачи "под ключ" всех инженерных систем и коммуникаций помещения или целого здания. Главным требованием, предъявляемым заказчиком к этому оборудованию, является надежность и широкие функциональные возможности, соответствующие уровню сегодняшнего дня. Поэтому проектировщики предпочитают работать с такими серьезными производителями, как ABB, Schneider Electric,Legrand, Moeller. Кроме того, необходимо принимать во внимание, что, начиная с 2000 г., электротехнические нормы приводятся в соответствие с международными стандартами, регулируемыми Международным электротехническим комитетом (МЭК). Это ужесточает требования, предъявляемые к строительным объектам, и стимулирует использование импортных технологий и оборудования. Светотехнические изделия также должны быть на соответствующем уровне. Что же касается непосредственно светильников, то здесь у потребителей есть большой диапазон для маневра. Например, многие банки операционные залы и другие помещения для работы с клиентами оборудуют элитными светильниками ведущих европейских производителей, например ZUMTOBEL-STAFF, THORN, Beghelli, Fagerhult. При этом в подвесные потолки в своих офисах монтируются российские светильники, собранные из импортных комплектующих. Они имеют европейский дизайн и не отличаются по внешнему виду и техническим характеристикам от зарубежных аналогов, но при этом дешевле в 5-10 раз.

  Что касается российских люминесцентных светильников для подвесного потолка и подобных им накладных светильников для потолка обычного, то здесь отметим следующее. Изготавливаются они с использованием источников света и комплектующих, выпускаемых ведущими мировыми производителями, такими как Philips, Helvar, Vossloh Schwabe, General Electric. На примере изготовления и продвижения на рынок таких светильников можно изучать историю развития новой экономики в нашей стране. Весь спектр возможных сценариев становления производства и методов конкурентной борьбы представлен в этом динамично развивающемся рыночном секторе.

  Если для описания стратегии развития производства и продвижения на рынок использовать аналогии с уже известными путями, исторически сложившимися в различных странах и регионах мира, то ситуацию на данном сегменте рынка можно будет описать следующим образом. Рис. 2

  Так, компании "Световые Технологии" и "Люмсвет", условно, избрали европейский путь развития. Это проведение независимой ценовой политики, направленной на поддержание "¦"¦" высокой рентабельности производства, что, в свою очередь, дает возможность постоянно расширять ассортимент и внедрять новые материалы и технологии, не опасаясь удорожания продукции и вызванного им оттока клиентов. Напротив, широкий ассортимент и приемлемое качество изделий в сочетании с разумной маркетинговой политикой способствуют формированию устойчивого круга постоянных покупателей.

  Деятельность компаний Technolux можно, также условно, определить как "японский" путь, для которого характерен кропотливый неспешный процесс постоянного улучшения всех аспектов производства. При этом для достижения приемлемого уровня рентабельности и поддержания необходимого количества оборотных средств основной упор делается на производство и сбыт самых ходовых моделей (растровые зеркальные светильники для подвесного и обычного потолка).

  Компания Technolux сегодня является лидером среди российских производителей по производству точечных светильников с компакт-люминесцентными лампами. Она обладает самой широкой линейкой модельного ряда этих светильников, выпускаемых также вышеназванными производителями. Недавно в производство была запущена новая серия светильников с металло галогенным и лампами высокого давления, выполненных в виде Down Light и в виде прямоугольных прожекторов на поворотной консоли. Кроме того, Technolux - единственный на сегодняшний день российский производитель, который предлагает светильники Down Light с мощными компактными люминесцентными лампами (42 Вт) и встраиваемые модульные светильники с матовым "опаловым" стеклом и микропирамидальным призматическим стеклом, дающих рассеянный не слепящий свет. Во всех моделях светильников торговой марки Technolux используются в качестве стандартной комплектации как электромагнитные балласты, так и электронные ПРА производства компании Philips класса HF-Performer или Prima Vision, полностью удовлетворяющих вышеизложенным требованиям.

  Для проектно-строительных организаций и дизайн-студий немаловажное значение имеет тот факт, что компании Technolux и "Световые технологии" предоставляют заказчикам русифицированные дизайнерские программы для расчета освещенности и оптимального расположения светильников в создаваемых проектах.

  Компания Northcliffe идет по "юго-восточно-азиатскому" экстенсивному пути развития, делая ставку на быстрый захват рынка дешевым товаром, посредством проведения агрессивной маркетинговой политики и постоянного расширения рынка сбыта. Упор в данном случае делается на постоянное снижение цен и предоставление льготных условий продаж: отсрочек платежа, являющихся, по сути, товарным кредитом на беспроцентной основе. Оборотной стороной данной стратегии может являться замораживание средств, исключаемых из оборота, и снижение уровня рентабельности, что затрудняет проведение модернизации производства, необходимой для расширения себестоимости продукции за счет качества, экономии на стоимости комплектующих, уменьшении габаритных размеров светильников, следствием чего может стать снижение надежности светильников в эксплуатации и ухудшение их оптических свойств. Тем не менее, необходимо отметить, что в настоящее время такая стратегия весьма эффективна, т.к. значительная часть отечественных потребителей, работая в условиях постоянного дефицита средств, руководствуются в первую очередь доступностью цены и удобством форм платежа.

  Особо следует отметить белорусских производителей. Так, компания "Уолтер Индастриз" выпускает нестандартный ассортимент люминесцентных светильников европейского качества и дизайна. Объединение "Беломо" наладило выпуск точечных светильников различного назначения, в том числе антивандальных, и светильников с повышенной степенью защиты для подводного использования. Отдельные заводы выпускают недорогие светильники в стиле советского ретро, которые приобретают бюджетные организации. Можно с уверенностью прогнозировать, что после подписания межгосударственного соглашения о создании единого экономического пространства доля продаж белорусских светильников на российском рынке будет неуклонно возрастать.

расчёт внутреннее освещение