Промышленные районы городов"Строительными нормами и правилами планировки и застройки городов" установлено, что все промышленные предприятия и связанные с ними транспортные, энергетические, складские и другие объекты следует размещать на территории промышленных районов.Кроме того, устанавливается, что для группы предприятий, располагаемых на одной или смежных площадках, как для вновь строящихся, так и для расширяемых и реконструируемых, строительство которых намечено одновременно или с разрывом во времени начала строительства не более трех лет, должны проектироваться и строиться общие объекты вспомогательных производств и хозяйств, склады, инженерные сооружения, железные дороги и автомобильные дороги, сети энергоснабжения, водоснабжения, канализации и другие объекты. В промышленном районе (промышленной зоне) города промышленные предприятия и связанные с ними объекты размещаются на основе территориального объединения (а в отдельных случаях и производственного кооперирования) основных и вспомогательных производств, энергетических и транспортных устройств, складского хозяйства, водоснабжения, канализации, связи и других инженерных сооружений, а также объектов культурно-бытового обслуживания, работающих независимо от их ведомственной принадлежности. На территории городского промышленного района может размещаться одна или несколько групп промышленных предприятий или промышленных узлов. В городе в зависимости от его величины и вида промышленности могут предусматриваться один или несколько промышленных районов (промышленных зон). Проектирование предприятий в виде промышленных районов вместо проектирования разрозненных промышленных площадок отдельных фабрик и заводов имеет следующие преимущества: использование общей сырьевой базы; совместное использование железнодорожного транспорта, энергетических сооружений, сетей водоснабжения и канализации и других технических и вспомогательных устройств; использование общей для всех предприятий и зданий города строительной базы; наличие общей санитарно-защитной зеленой зоны между промышленными и жилыми районами; благоустройство промышленного района в целом с озеленением, правильным санитарным зонированием и отсутствием чересполосицы промышленных и жилых территорий; наличие спланированных городских подъездов и главных скоростных магистралей, связывающих город с промышленностью, а также предзаводских площадей с развязкой различных видов транспорта. Таким образом, на территории промышленного района размещается большой комплекс промышленных и вспомогательных зданий и сооружений, энергетических, транспортных и инженерных сооружений, а также предусматриваются необходимые резервные территории и места для отвалов и отходов производства. Строительные нормы и правила предусматривают необходимость размещения в промышленном районе предприятий с огнеопасным и взрывоопасным производством только с подветренной стороны по отношению к другим предприятиям с устройством разрывов и запретных зон в соответствии с нормами. Тепловые электростанции располагаются на территории промышленных районов что возможности ближе к центру тепловых и энергетических нагрузок с учетом возможного приближения их к железнодорожным путям и источникам водоснабжения. При выборе мощностей ТЭЦ должна учитываться возможность теплофикации других районов города. Участки для окладов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей выбираются с таким расчетом, чтобы при аварии резервуаров растекание жидкостей не угрожало другим предприятиям, а также жилой застройке. Для создания на промышленных предприятиях наиболее благоприятных условий для труда, отдыха, культурного и профессионального развития трудящихся предусматривается комплексная сеть учреждений обслуживания. Обычно часть этих учреждений располагается на территории предприятий с максимальным приближением к местам труда, а другие учреждения, выполняя функции районного значения, - вне территории предприятий. Составной частью современного промышленного района являются общественные центры, в которых сосредоточиваются учреждения административного, культурно-бытового и научно-технического обслуживания общерайонного значения. Общественные центры промышленных районов имеют радиус обслуживания в пределах 1,5-2 км; в крупных промышленных районах может быть несколько таких центров. В отдельных случаях при надлежащих санитарно-гигиенических условиях на территории общественного центра размещают спортивные учреждения. В связи с ростом роли науки в производстве непосредственно при предприятиях возникают комплексы научно-исследовательских учреждений, конструкторских бюро и учебных заведений, которые образуют научно-технические центры промышленных районов. На территории промышленного района и отдельных предприятий возможно устройство предзаводских площадей, размеры и планировка которых обусловливаются следующими требованиями: принятием потоков рабочих и служащих, прибывающих на различных видах транспорта; организацией подхода для большого количества рабочих к административно-бытовыми общественным зданиям, проходным, предприятиям общественного питания, научно-исследовательским, учебно-техническим и другим вспомогательным зданиям; выделением места стоянки личного транспорта (велосипеды, мотоциклы, автомашины); организацией места для отдыха рабочих (скверы, цветники, фонтаны), места для установления досок почета, для монументальной пропаганды (скульптура, стенды) и информации (стенды для газет, бюллетеней, объявлений). Территория промышленного района города обычно делится по функциональному назначению и использованию на следующие зоны: санитарно-защитную; административных, технических и обслуживающих учреждений; производственную (занимаемую промышленными предприятиями и производственными объектами); энергетическую; складскую; транспортных устройств. Территории, занимаемые промышленными предприятиями и связанными с ними производственными и вспомогательными учреждениями и объектами, составляют обычно 50-60% общей территории промышленного района. Остальную часть занимают дороги, транспортные сооружения и устройства (7- 10%), общественные и научно-технические центры и предзаводские площади (3-5%), прочие территории, включая резервные и озелененные (30-35%). Основными задачами в организации промышленных районов городов является обеспечение наиболее благоприятных условий для производства, удобных связей с другими частями города и прежде всего с местами расселения трудящихся, а также обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий в городе. При всем этом должна соблюдаться экономия заводских территорий. Надо отметить, что кооперирование производств и вспомогательных устройств повышает уровень культуры труда на заводах, значительно сокращает расходы на строительство и издержки производства в процессе эксплуатации зданий, оборудования и транспорта. Кооперирование вспомогательных и обслуживающих хозяйств может проводиться по всем видам производственного обслуживания. Переход к групповому размещению предприятий в промышленных районах экономически эффективен. Кроме транспортной сети для пассажирского транспорта, промышленный район должен иметь хорошие транспортные грузовые магистрали для обслуживания производства сырьем, полуфабрикатами и для вывоза готовой продукции с заводов, железнодорожные вводы с сортировочными станциями, автомобильные дороги, а также, где это целесообразно, связь с водными путями. Размещение грузовых магистралей не должно препятствовать дальнейшему развитию селитебных и промышленных территорий города, а также нарушать санитарно-гигиенические условия проживающего населения.
Новости светотехники |