Герметик. Силикон.Целесообразность применения силиконов возникает там и тогда, когда встает вопрос о качестве и долговечности. Аксиома. Ремонт невозможно завершить, его можно только прекратить... Эта крылатая фраза является чем-то вроде шутки. Саркастической. Неужели все так плохо? Плохо то, что, делая ремонт, мы не всегда знаем, что купить для тех или иных работ, идем советоваться не к профессионалам - официальным поставщикам специализированных герметизирующих материалов, а к друзьям. Находим док-знакомых, которым смотрим в рот, когда те с "профессиональным" апломбом начинают критиковать выбранный материал. В результате, поддаваясь стадному чувству, мы выбираем то, что и все... Ориентируясь, в первую очередь, не на качество или оптимальное соотношение качество/цена, а только на цену. И не можем завершить ремонт потому, что, например, заделав не допустимым для этих целей материалом щель, получаем через несколько месяцев точно такую же и на том же месте. И пенять на качество используемых материалов в данном случае, конечно, можно, но не уместно. О необходимости и допустимости использования конкретной марки герметика покупателя обязан проинформировать продавец, который должен иметь исчерпывающую информацию о свойствах и характеристиках продаваемого герметика от производителя. Недобросовестные же продавцы ориентированы в основном не на продажу качественного товара, так как он по определению более дорогой, а на сбыт как можно более дешевых продуктов, на которых можно получить значительно большую прибыль, выдавая их за "универсальные" и "...это именно то, что Вам нужно...". Универсального, т.е. подходящего абсолютно для всего, в природе не существует! В том числе и герметиков. Все герметики (вулканизируемые материалы, предназначенные для герметизации) подразделяются на: по готовности к применению: 1-компонентные (т.е. годные к непосредственному использованию); 2-х- и более компонентные (требуют перед использованием точного и тщательного смешения компонентов). по типу (природе) основы герметика (приводятся в порядке убывания качества и долговечности): силиконовые (они же - силоксановые, кремнийорганические); уретановые; тиоколовые (полисульфидные); акриловые. Силиконовые герметики не зря указаны первыми. Только они имеют полный набор всех необходимых качественных и эксплуатационных показателей, отвечающих требованиям, предъявляемым к современным герметизирующим материалам. Однако это не значит, что другие герметики не имею право на существование. Отнюдь! Дело в том, что у каждого материала существует так называемая "ниша", т.е. наиболее типичные области применения. И там они прекрасно выполняют свои функции. Так, акриловые герметики, допустимы к использованию для так называемой "внутренней" герметизации (т.е. внутри помещений), но их ни в коем случае не рекомендуется использовать в качестве внешней герметизации окон, стеклопакетов и мест, где необходима герметизация по воде, растворам и иным жидкостям. Силиконовые же герметики являются единственными из всех, которые способны заменить все другие. И это происходит, когда перед потребителем встает такой вопрос, как долговечность. В целом же, для силиконовых герметиков характерны следующие отличительные особенности: Стойкость к УФ излучениям; Устойчивость ко всем погодным условиям и практически любым агрессивным средам; Отличная адгезия к большинству видов строительных материалов даже без использования праймеров (грунтовок); Прекрасная аккомодация движению (не менее 20%); Повышенные термостабильность и морозостойкость - работоспособны (сохраняют упруго-элластичные свойства) в диапазоне температур от -50 до +200°С; Широкий интервал температур применения (нанесение на поверхности от -30°С до +60°С). Сами силиконовые герметики являются сложной композицией следующего общего состава: основа - силиконовый каучук (как правило, диметилполисилоксан с концевыми гидроксильными группами); усилитель (служащий для повышения прочностных показателей и обеспечения тиксотропных свойств - отсутствие стекаемости с вертикальных поверхностей); наполнитель (выполняющий ряд второстепенных функций); краситель (при необходимости); вулканизующий компонент (для превращения первоначальной пастообразной консистенции герметика в резиноподобный материал под действием влаги воздуха); промоторы адгезии (обеспечивающие прочный постоянный контакт герметика с поверхностью); силиконовый пластификатор (повышающий эластичные свойства герметика). Исходя из того, что силиконовые герметики обязательно содержат вулканизующий компонент, они дополнительно подразделяются еще на два типа: кислые ("уксусные" - во время вулканизации им присущ запах уксуса) и нейтральные (аминные, оксимные, амидные, спиртовые). Герметики с определенным типом вулканизующего компонента имеют свои преимущества и недостатки. Так, "кислые" герметики, дешевле, чем "нейтральные", однако их ни в коем случае нельзя использовать при герметизации поверхностей и материалов, которые могут взаимодействовать с выделяющейся во время вулканизации герметика уксусной кислотой с образованием растворимых солей (цементсодержащие материалы, алюминий и другие). В этом отношении "нейтральные" герметики являются более универсальными, т.к. этого ограничения у них нет, но при этом они более дорогие. Дополнительно, возвращаясь к вопросу об "универсальности", необходимо также отметить еще одну особенность герметиков. Для того, чтобы они выполняли свои функции, они должны иметь хорошую адгезию (прилипаемость) к герметизируемым поверхностям. Однако, существует ряд материалов, в основном это пластики (поликарбонат, и, особенно поликарбонат с УФ-защитой, полиэтилен, полипропилен, тефлон, ПВХ) к которым адгезия подавляющего большинства герметиков недостаточна. Из этой ситуации есть два выхода: использование "профессиональных" (специализированных) марок герметиков, что является довольно дорогой вещью; использование "рядовых" герметиков в паре со специальными праймерами, которые создают промежуточный слой между "проблемной" поверхностью и герметиком, обеспечивая в конечном итоге прочную связь разнородных и первоначально несовместимых между собой материалов. Отдельно необходимо также остановиться и на специализированных герметиках не только по эксплуатационным свойствам, но и по области применения. В частности, для клеящих и герметизационных работ в местах, которым присуща биологически агрессивная среда (туалетные и ванные комнаты, кухня, бассейны, душевые и т.п.), необходимы герметики с фунгицидными (противогрибковыми) добавками, которые препятствуют образованию на поверхности герметика плесневых образований. Однако такие герметики ни в коем случае нельзя применять для изделий и материалов, контактирующих с пищей. Для ремонта и изготовления аквариумов существует отдельная группа герметиков, к которым предъявляют повышенные требования не только по стойкости к биологически агрессивным средам (содержимое любого аквариума), но и по безопасности для живых организмов с одновременной повышенной прочностью (не менее 25 кгс/см 2 ) на разрыв. Одним словом, рекомендуется осуществлять планирование покупки герметиков только после детального ознакомления с характеристиками предлагаемых марок и получения исчерпывающих рекомендаций по свойствам и областям применения. Все эти рекомендации потребитель имеет полное право потребовать у продавца. Крайне желательно чтобы это были не устные заверения, а информация, предоставленная непосредственным производителем. К данной информации относятся: фирма-производитель и страна производства; система отверждения (тип герметика - "кислый" или "нейтральный"); рекомендуемые и допускаемые области применения; плотность г/см 3 ; время отверждения до отлипа (мин.); полное отверждение (дни); твердость А по Шору; модуль (МПа) при растяжении 100%; прочность на растяжении при разрыве (МПа); относительное удлинение при разрыве (%); аккомодация движению; допустимая температура нанесения (°С); допустимая температура эксплуатации (°С) - гарантийный срок хранения (мес.). Перефразируя известный афоризм, можно предостеречь (по части герметиков) - производитель бывает только один - первый - он же последний. Данное предупреждение относится к тому, что многие фирмы, не являющиеся производителями силиконовых составляющих, закупают их на стороне. Соответственно, чтобы выдержать конкуренцию с основными производителями, они идут на разные ухищрения, направленные на снижение стоимости их продукции. Вот некоторые основные способы. При перефасовке из крупной тары (контейнер, бочки) в более мелкую (картриджи, тубы) - дополнительная модификация качественного исходного герметика дешевым органическим маслом - пластификатором. Продажа под видом, что предлагаемый герметик "100% силиконовый", "...известной фирмы и только перефасован..."; Перефасовка герметика с истекшим сроком годности; Изготовление по собственным рецептурам и под своей торговой маркой из приобретенных компонентов, но с сильно уменьшенным содержанием силиконовых компонентов путем частичной или полной замены силиконового пластификатора значительно более дешевым органическим маслом. Как следствие - потребитель получает под видом "силиконового" герметизирующий материал, но, в конечном итоге, подчас практически полностью утративший все свойства действительно силиконового герметика. Так, при чрезмерной "модификации" силиконового герметика органическим маслом, герметик утрачивает, в частности, допуск на использование при отрицательных температурах. О чем некоторые производители вынужденно указывают ("...температура нанесения не ниже +50°С..."), продолжая, в качестве хоть и неправомерной, но рекламы, заявлять, что предлагают силиконовый герметик. Более правильным его следовало бы именовать "силиконизированный". По уровню качества данный герметик - вулканизуемая замазка сугубо узкого назначения. Отличительными особенностями действительно силиконового герметика являются: торговая марка и производитель (количество фирм, производящих силиконы весьма незначительно), т.е. оригинальная фирменная упаковка; соответствие заявляемых показателей герметика свойствам силиконового; наличие соответствующей информации, подтверждающей его качественные показатели; приобретение герметика у официальных поставщиков. К косвенным показателям герметика, являющегося силиконовым только по названию, относятся: низкая плотность - плотность силиконовых герметиков не может быть ниже 1,0 г/см 3 ; невозможность использования при отрицательных температурах; подозрительно низкая цена; отсутствие или неполный перечень вышеприведенных эксплуатационных характеристик; отсутствие обязательных сопроводительных документов. ЗАО "МСМ-трейдинг", официальный дистрибьютор General Electric - Bayer Silicones, предлагает силиконовые герметики одного из крупнейших в мире производителей силиконовой продукции только в оригинальной упаковке. Будь то картридж (310 мл) или контейнер (1000 л). Каждое тарное место имеет обязательную соответствующую маркировку и выпускается в соответствии с требованиями по контролю качества ISO 9002. Предлагаемые силиконовые герметики "General Electric - Bayer Silicones" соответствуют основным международным спецификациям по строительным и стекольным работам, включая: ISO 11600 (международный); DIN 18545 С, Е (Германия); ATG 1620, 1609 Class VI (Бельгия); MTK (Швеция); UNI 9610/9611 (Италия); SNJF 1st category (Франция); TT-S-00230C Type 2 Class A, ASTM C-920 Type S grade NS Class 25 (США);
уличное светодиодное освещение |