Страсти по гаражуАвтомобиль давно уже перестал быть роскошью . Роскошь сейчас – оборудованное место для его стоянки , то бишь гараж . С дефицитом этих сооружений уже давно столкнулись автовладельцы в крупных городах , а пешеходы этих населенных пунктов страдают от машин , которыми заставлены тротуары улиц и обочины проезжей части . Дворы и придомовые территории превращаются в парковки , плотно заставленные автомобилями . Это не только создает неудобства , но и вызывает серьезные проблемы , поскольку препятствует проезду пожарных машин , автомобилей неотложной медицинской помощи , машин для вывоза мусора и т . д . Якобы всезнающая статистика утверждает , что темпы увеличения количества автомобилей существенно опережают скорость роста числа машиномест для хранения . В частности , количество автомобилей за последние десять лет увеличилось почти в два раза , а машиномест – в 1,5! При этом львиная доля автомобилей пребывает на открытых площадках , что не лучшим образом сказывается на их состоянии . Например , в России ситуация в крупных провинциальных городах обстоит далеко не лучшим образом . В частности , в административных центрах краев и областей количество автомобилей на тысячу душ населения приближается к столичному показателю , а обеспеченность парковочными местами существенно хуже . В связи с этим городские власти таких городов , как Владивосток , Иркутск , Самара , Тюмень и некоторых других уже перестали продлевать договора аренды на автостоянки , которые расположены на больших участках в центральных районах городов . Аналогичная картина складывается также в Литве и Эстонии . ТЕНДЕНЦИИ ГАРАЖНОЙ МОДЫ Всего несколько лет назад , вопрос стоимости земли в черте города на повестке дня стоял не очень уж и остро . Сейчас ситуация изменилась. Поэтому считать стали чуть ли не каждый квадратный метр . В связи с этим традиционные для нас плоскостные ( наземные ) места хранения – автостоянки , занимающие иногда десятки , а то и сотни гектаров в центральных районах городов стали непозволительной роскошью . Современные многоэтажные гаражи позволяют уменьшить эти значения в 3-4 раза . Однако выбрать необходимое решение иногда не так и просто . Наземные многоэтажные гаражи как для постоянного , так и для временного хранения целесообразно строить в местах , где строительство подземного сооружения невозможно , например , по геологическим причинам . Строить их резонно вблизи крупных офисных и торговых центров ( но не в местах исторической застройки ) с расчетом на то , что их будут также использовать жители близлежащих домов ,. Стоимость машиноместа в подобной " этажерке " зависит от местоположения , и в Киеве варьируется в пределах 5-10 тыс . долларов (400-500 долл ./ м г ), что дешевле места в подземном гараже . Среди недостатков наземных многоэтажных гаражей в первую очередь называют их низкую эстетичность , сравнительно большую площадь застройки и высокие эксплуатационные затраты . Наземные многоэтажные гаражи имеют несколько разновидностей . В последнее время все активнее продвигается идея строительства механизированных гаражей , представляющих собой многоэтажные мини - паркинги , которые рассчитаны на несколько десятков легковых автомобилей почти любого размера . В настоящее время на украинском рынке представлено два производителя механизированных гаражей – российский и немецкий . Россияне могут предоставить относительно ограниченный ассортимент технических решений . Чаще всего предлагают вариант , при котором первые два яруса этажерки рассчитаны на тяжелые джипы и минивэны , а на следующие этажи ставят более легкие машины . Конструкция весом 45 тонн , высотой 25 м , занимает всего 5-7 м 2 и легко пристраивается к торцу любого дома . На готовый фундамент модуль монтируется за 10 дней . Мини - паркинги выглядят привлекательно : облицовка выполнена из металла , пластика и стекла . Внутри размещен простой подъемный механизм и две автомобильные этажерки . Заезжая в гараж , водитель оставляет машину на подъемнике , который поднимает ее на нужный уровень . Всем процессом руководит дежурный механик и электроника , движения внутри конструкции отслеживает компьютер в режиме реального времени . Если автомобиль по габаритам не входит в бокс из - за того , что у него торчит антенна или слишком широко оттопырены зеркала , система это покажет . Выдача или погрузка занимает от 20 секунд до нескольких минут . Поскольку подъемник не перекатывает автомобиль в бокс , а переносит , шума от работы механизмов почти нет . Гараж может работать и автономно : погрузчик включается от электронной карты и выключается автоматически . Правда , на всякий случай разработчики все - таки советуют нанимать дежурного . Самый существенный недостаток этой конструкции – высокая цена . По предварительным оценкам парковочное место там будет стоить около $10 тыс ., а целая конструкция " под ключ " обойдется в $200 тыс . Кроме того , владельцам такого гаража - стоянки придется платить еще и абонентскую плату . Обслуживание конструкции на 20 машин будет стоить около $300 в месяц , и для этих целей при каждом паркинге должна быть создана специальная эксплуатирующая организация . Продукция немецкого концерна WOHR выглядит разнообразнее . В настоящее время предложено два десятка технических решений как для наземных гаражей , в том числе и многоэтажных , так и для подземных . Парковочные места позволяют при дефиците пространства по высоте ( что особенно актуально для подземных гаражей ) размещать автомобили в два яруса . Например , модели APS 411 и APS 451, рассчитанные на два автомобиля , имеют длину 5,2 м , ширину -2,3-2,65 м , могут быть размещены помещении с высотой 3,35 м . Одним из ограничений их применении является то , что они рассчитан : на максимальный вес автомобиле не более 2000 кг . Экономичный способ размещения машин разработали инженеры российского ВНИИ " Метмаш ". Стандартная автомобильная этажерка собирается из шести двигающих по кругу платформ , прикреплены к металлическим балкам ( в рассчитанную на шесть машин парковку на практике влезает только пять ). Машины передвигаются hi стоянке по принципу " пятнашек " Для того чтобы выкатить стоящую сверху машину , необходимо освободить нижнюю ячейку , пере двинув автомобиль оттуда на другую платформу . Поэтому одно мес т o на стоянке всегда должно быть свободным . Предварительная стоимость комплекта – около $15 тыс ., или по $2,5 тыс . с каждого парковочного места . Еще одной разновидностью наземного гаража - стоянки можно считать предложенные московскими специалистами проекты многоэтажных паркингов над железной дорогой . Стоянку предлагают установить на огромных сваях и протянуть ее вдоль железных путей . Таким образом , внизу будут ездить поезда , а наверху стоять машины . Подземные гаражи , в т . ч в цокольных и подвальных этажах , являются атрибутом современного жилого комплекса , они также уместны в крупных торговых и офисных центрах . Как правило , подземный гараж рассчитан на жителей того дома , под которым он располагается , его вместимость – от 0,75 до 1,5 машиномест на квартиру . Хотя , в случае жилых домов высокого и элитного классов комфортности на квартиру требуется не меньше двух машиномест . Подземные гаражи должны быть оснащены : о автоматическими воротами ; □ газоанализаторами и системами принудительной вентиляции ; □ автоматическими системами пожаротушения и дымоудаления ; □ специальными камерами спасения на случай пожара . Разновидностью подземного гаража можно считать так называемый " обвалованный вариант ", разработанный в НИПИ Генплана Москвы . Этот гараж закапывается в землю на 1,5 метра , а сверху строение засыпают землей . Снаружи паркинг выглядит как небольшой холм , внутри которого можно разместить до 150 машин . Себестоимость места в таком гараже будет не больше $4 тыс . У подземного гаража немало преимуществ . Во - первых , эффективно достигается безопасность автомобиля и его владельца – системы наблюдения позволяют постоянно контролировать все происходящее внутри . Во - вторых , сохраняемость машины гораздо выше , чем при стоянке их на открытых площадках ( конечно , при условии создания нормального микроклимата в помещении ). В - третьих , наличие лифтов , которые доставляют водителей и пассажиров в гараж или оттуда , что позволяет избежать контакта с непогодой . В - четвертых , строительство подземных гаражей во дворах и под жилыми домами позволяет устраивать на их крышах детские и спортивные площадки , возводить малые архитектурные формы и пр . В - пятых , в таких гаражах гораздо комфортнее проводить операции по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобиля Конечно же , у подземных гаражных сооружений есть и недостатки . При их перечислении в первую очередь называют цену ( хотя многие специалисты утверждают , что нынешние цены на подземные гаражи в домах зачастую завышены . При расчете себестоимости строители закладывают в нее порой не только стоимость самого гаража , но и всего фундамента дома . В то время как расходы на фундамент логичнее было бы распределить на весь дом ). По некоторым данным , по сравнению с наземным вариантом стоимость машиноместа в подземном паркинге может быть выше в несколько раз и иногда достигает 30 и даже 35 тыс . долларов за машиноместо ( в доме , рассчитанном на малое количество жильцов ). Как показывает практика , обычно , купив квартиру в доме с подземным гаражом , новоселы не торопятся тратить деньги еще и на место для своего автомобиля , учитывая его цену . Жильцам гораздо проще договариваться с охраной и пользоваться гаражом . Так продолжается до тех пор , пока не приобретенных в собственность мест достаточно много . Как только их количество заметно сокращается , жильцы начинают в спешном порядке скупать оставшиеся машиноместа . Зафиксировав подобные тенденции , застройщики начали выставлять места в гаражах на открытую продажу , лишив тем самым покупателей квартир преимущественного права на приобретение машиноместа . Темпы продаж возрастают в 4-5 раз . Как правило , только 30% гаражей достаются сторонним покупателям , остальные 70% выкупают жильцы . В то же время застройщики не несут особых потерь из - за медленных продаж гаражей . Экономика жилищного строительства , особенно в центре города , такова , что продажи квартир ( которые чаще всего " расходятся " на этапе возведения дома ) с прибылью окупают проект . Поэтому продажи гаражей , как , впрочем , и нежилых этажей под магазины и офисы приносят лишь дополнительную прибыль . " ПОДВОДНЫЕ КАМНИ " ПОДЗЕМНОГО ПАРКИНГА Строительство подземных гаражей связано с рядом проблем , которые не имеют ярко выраженного характера , а проявляются , как правило , со временем . Это накладывает определенные ограничения на строительство зданий и сооружений из очень тяжелых конструкций . Вторая проблема заключается в том , что идет подъем уровня грунтовых вод . За последние 15-20 лет практически во всех городах Украины существенно изменялась обводненность грунтовых массивов . Подъем уровня грунтовых вод происходит повсеместно , но с различными скоростями . При действии лишь естественных ( климатических ) факторов он идет со скоростью до 2-3 см в год. Специалисты называют две главные причины повышения уровня грунтовых вод . Первая – " неряшливость " при обслуживании водопроводов и канализации , которые постоянно протекают . Вторая – в городе , покрытом асфальтовым панцирем , вода не испаряется , а " подтягивается " к асфальту в теплое время года , что нередко и приводит к просадке зданий . В связи с этими факторами к строительству подземных гаражей необходимо подходить очень взвешенно . ЗАКОН ДЛЯ ПАРКИНГА До настоящего времени полноценной нормативной базы для строительства многоэтажных гаражей нет . Архитекторы сетуют , что существующее законодательство имеет фрагментарный характер , а существующие нормы весьма далеки не только от идеала , но и от реалий жизни.Достаточно часто наши проектировщики используют Московские городские строительные нормы ( МГСН ), которые отработаны гораздо полнее и тщательнее , чем украинские ДБН . ВСН предназначены для разработки проектов строительства новых , а также реконструкции , расширения и технического перевооружения действующих гаражей и автостоянок и состоят из семи разделов :
□ генеральный план ; □ объемно - планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений ; □ водоснабжение и канализация ; □ отопление и вентиляция ; □ электротехнические устройства ; □ автоматическое пожаротушение и автоматическая пожарная сигнализация ; □ дополнительные требования для предприятий по обслуживанию газобаллонных автомобилей . Второй основополагающий норматив – ДБН 360-92**. В этом документе подраздел " Сооружения и предприятия для хранения и обслуживания транспортных средств " раздела 7 " Транспорт и улично - дорожная сеть " регламентирует ряд вопросов : □ количество машиномест в гаражах и на автостоянках в жилых районах , вблизи административных и общественных зданий , школ и детских учреждений , а также лечебных учреждений , предприятий торговли , учреждений культуры и искусства и пр .; □ расположение гаражей по отношению к перечисленным категориям зданий , в том числе и пешеходную доступность ; □ этажность наземных гаражей , а также некоторые другие параметры . Однако оба эти документа ( ВСН и ДБН 360-92**) в ряде вопросов существенно устарели и не отвечают нынешней реальности , поэтому был разработан и в 2004 году вынесен на суд архитектурно - инженерной общественности проект ДБН В .2.3- -2004, в котором учтены опыт и ошибки российского документа СНиП 21-02-99 " Стоянки автомобилей ( park ings )". Однако в прошлом году ДБН в силу различных причин принят не был , а учитывая сложившуюся политическую ситуацию , судьба этого документ в настоящий момент представляется совершенно туманной . Проект ДБН состоит из пяти разделов и семи приложений . Первый раздел " Общие положения " посвящен в основном двум вопросам : размещению различных видов автостоянок и гаражей , а также нормам застройки участка в зависимости от этажности гаража , минимальному количеству машиномест для инвалидов . Сделана и некоторая попытка классификации гаражей и автостоянок . Во втором разделе ДБН , который его авторы озаглавили " Планирование автостоянок ", рассмотрены вопросы размещения , конфигурации и оборудования наземных автостоянок . Здесь перечислены обязательные элементы инженерного оборудования и благоустройства автостоянок ( посты технического обслуживания и ремонта , автомойка , контрольно - пропускной пункт и пр .), оговорены габаритные параметры стояночных мест для различных условий хранения и видов транспорта , а также интервалы безопасности . Определены также некоторые технические параметры автостоянки , в частности , материалы , которые могут быть использованы для покрытия , а также уровень освещенности . Третий раздел называется " Требования к объемно - планировочным и конструктивным решениям гаражей ". Он состоит из нескольких подразделов : □ общие требования ; □ наземные гаражи закрытого типа ; □ наземные гаражи - стоянки ; □ подземные гаражи ; □ гаражи с механизированными устройствами размещения автомобилей . Раздел четвертый " Планировочные параметры постов мойки , технического осмотра и ремонта автомобилей " указывает необходимое и достаточное количество постов для мытья автомобилей в зависимости от вида гаража или автостоянки , определяет размеры помещений для проведения работ , дает некоторые рекомендации по оборудованию постов . Достаточно подробен и пятый раздел ДБН " Инженерное оборудование автостоянок и гаражей ". Он , как и третий раздел , включает ряд подразделов : □ общие требования ; □ водоснабжение и канализация автостоянок и гаражей ; □ отопление , вентиляция и противодымовая защита гаражей ; □ электротехнические устройства гаражей ; □ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации . В приложениях ( некоторые из них – А , В , Г , Д Ж – имеют не обязательный , а справочный характер ) приведены следующие сведения : □ А – перечень нормативных документов , использованных при подготовке данного ДБН ; □ Б – основные термины и определения , использованные при разработке этого ДБН ; □ В – основные типы гаражей ; □ Г – основные габаритные характеристики легковых автомобилей и микроавтобусов первой категории ; □ Д – схемы размещения автомобилей на открытых стоянках и в гаражах ; □ Е – габариты приближения ( защитные зоны ) автомобилей и ширины внутреннего проезда в помещениях хранения и на постах ТО и ТР ; □ Ж – классификация и вид наиболее часто используемых типов рамп ( пандусов ). СУХА ТЕОРИЯ ... В настоящее время в Украине есть примеры построенных и наземных , и подземных гаражей . Одни являются более удачными решениями , другие – менее . Достаточно репрезентативным примером наземного гаража , на наш взгляд , можно считать проект , выполненный компанией АРХИТЕКТОНИКА , главным архитектором проекта является Геннадий Сафонов , главным инженером проекта – Виталий Пинчук . Строительство гаража начнется в ближайшее время . Гараж представляет собой многоэтажное здание , которое расположено на ул . Л . Толстого , в промышленной зоне , недалеко от киевского Центрального вокзала . В прямоугольном здании , которое в плане имеет размеры 36 x 55 м , помимо гаража , будет размещен ряд помещений другого назначения . Площадь застройки составляет 3068 м 2 , площадь гаражей и стоянки – 13300 м 2 , офисные помещения – почти 6800 м 2 , магазин и кафе – приблизительно 1000 м 2 . Вход в магазин предусмотрен со стороны открытой площадки перед зданием . Стоянка автомобилей для покупателей предусмотрена на верхнем ярусе цокольного этажа . Между проезжей частью и зданием гаража устроены подземные помещения автомойки . Гараж запроектирован комбинированный . На этажах со второго по шестой размещены гаражные боксы по 52 машиноместа на каждом этаже , а на седьмом этаже – открытая автостоянка на 55 машиномест , общее же количество машиномест в гаражах и на автостоянках – 368. Для въезда - выезда и проезда автомобилей к местам стоянки предусмотрены две башни с винтовыми пандусами . Этажи с восьмого по одиннадцатый отданы под офисные помещения ( исключение составляет восьмой этаж – офисно - технический ). Для увеличения естественного освещения в средней части офисных этажей запроектирован атриум на три этажа , в котором будет устроена зона отдыха для сотрудников . Кроме этого , для создания большего акцента здания выездная башня увеличена еще на два этажа для размещения офисных помещений . Для этих помещений оборудуется отдельный вход с лестничной клеткой и пассажирским лифтом . Для создания необходимой теплозащиты наружные ограждающие конструкции выполнены с использованием различных материалов . Для стен нижнего уровня цокольного этажа применен глиняный кирпич ( толщина – 1,5 кирпича ), 50- миллиметровый слой минераловатного утеплителя , защищенного снаружи декоративной штукатуркой , для верхнего же уровня этого этажа , а также этажей , где расположены офисные помещения , использованы блоки из ячеистого бетона плотностью 600 кг / м 3 и слой минераловатного утеплителя ( на стенах цокольного этажа толщиной 50 мм , офисных этажей – 100 мм ). Такая конструкция наружных стен позволила добиться приемлемых значений сопротивления теплопередаче : □ в офисных помещениях – более Зм 2 х°С / Вт ; □ в магазине – 2,23 м 2 х °С / Вт . Подземный двухуровневый гараж по проекту размещен в пространстве двора жилого дома на расстоянии от трех до девяти метров от конструкций здания , что дает возможность проложить необходимые инженерные сети . Размеры гаража в плане – 78.3 x 52 м . Гараж запроектирован в монолитных железобетонных конструкциях : стены толщиной 250 мм , колонны размером в плане 400 x 1200 мм . Перекрытия подземного гаража запроектированы выдерживающими нагрузку более 40 тонн . Сделано это для того , чтобы на них могли стоять пожарные автомобили . Высота верхнего и нижнего уровней от пола до потолка – 2.7 м . Каждый уровень поделен на две секции противопожарными перегородками . Нижний уровень рассчитан на 133 машиноместа : 1 секция – 60 мест , 2 секция – 73 места ; верхний уровень 127 мест : 1 секция – 58 мест , 2 секция – 69 мест . Заезд на каждый уровень осуществляется по пандусам , которые оборудованы электрическими средствами про - тивообледенительного обогрева . На каждом уровне предусмотрено по два эвакуационных выхода для людей . Пандусы и лестничные клетки эвакуационных выходов запроектированы изолированными от помещений стоянки автомобилей противопожарными воротами и дверями . Административные помещения представлены находящимися на каждом въезде - выезде комнатами для охраны , туалетами . Помещения для охраны оснащены камерами наблюдения , системой управления средствами пожаротушения и сигнализации . Так как уровень грунтовых вод на участке , где расположен подземный гараж , довольно высок , то предприняты серьезные меры по гидроизоляции сооружения . Она выполнена многослойной , с использованием современных гидроизоляционных рулонных и обмазочных материалов . Помещения гаража оборудованы принудительной системой вентиляции . В каждом подземном уровне выполнены вентиляционные камеры , вентиляционные короба размещены под потолком . С двух сторон гаража сделаны вытяжки , вентканалы размером 1 x 0.7 м пристроены к жилому дому и выводят воздух на уровень крыши здания . Вентиляционные каналы для дымоудаления в случае пожара выведены на кровлю подземной стоянки . Для поддержания в зимний период в помещениях автостоянки температуры не ниже +5 °С , предусмотрена система отопления , которая так же , как и система водоснабжения , выполнена автономной . Словарик Стоянка для автомобилей – место для постоянного или временного хранения легковых автомобилей и других мототранспортных средств на открытых площадках ( автостоянка ) либо в гараже . Автостоянки могут быть комплексными и некомплексными , одно - и многоярусными . Гараж ( комплексный , некомплексный ) – здание ( сооружение ), его часть или комплекс зданий ( сооружений ) с помещениями для постоянного ( гараж с внешними стеновыми ограждениями ) и временного ( гараж - стоянка или , по другой терминологии , паркинг , его отличие в отсутствии наружных стен ) хранения , а также технического обслуживания автомобилей . Комплексные гаражи и автостоянки предназначены в основном для ведомственных автомобилей и такси , поэтому в них выполняется профилактический осмотр , разные виды ремонта , заправка . В некомплексных гаражах и автостоянках проводят только осмотр , простые операции текущего ремонта , некоторые виды технического обслуживания . В жилых домах размещают только некомплексные гаражи . Наземный гараж – здания , у которых отметка пола основных помещений не ниже уровня спланированной поверхности земли . Подземный гараж – сооружения , у которых отметка потолка основных помещений ниже уровня спланированной поверхности земли . Гаражи в цокольных и подвальных этажах – встроенные в дома другого назначения сооружения , у которых отметка пола основных помещений ниже уровня спланированной поверхности земли на высоту не более половины и более половины высоты помещений соответственно . Механизированные гаражи – здания и сооружения , где транспортирование автомобилей к местам хранения происходит без участия водителя , с использованием специальных подъемников . Гаражи манежного типа – здания и сооружения , в которых автомобили размещаются в общем зале с выездом на общий внутренний проезд . Гаражи боксового типа – здания и сооружения , в которых автомобили хранятся в отдельных боксах . Выезд осуществляется непосредственно наружу или на внутренний проезд . Гаражи манежно - боксового типа – здания и сооружения , в которых отдельные места для хранения автомобилей изолированы от общего проезда ограждающими перегородками или сетками . Первый подземный этаж – верхний подземный этаж . Рампа ( пандус ) – наклонная конструкция , предназначенная для въезда - выезда автомобилей на разные уровни гаража . Машиноместо – площадь необходимая для стоянки одного автомобиля . Она состоит из площади горизонтальной проекции машины , защитных зон до соседних автомобилей или каких - либо препятствий , а также площади для маневра .
освещение торгового зала магазина |