Яркий элементТолько представьте себе: вдоль дорожек тянутся светящиеся ограждения самых причудливых форм, на лужайках растут светящиеся грибы, разноцветные неоновые бабочки порхают над травой, а кроны деревьев пылают мириадами светлячков… Чтобы данный тезис из абстракции превратился в реальность, нужно сделать всего два шага. Первый — разработать профессиональный проект ландшафтного освещения. Второй — воплотить его в жизнь. Наружное освещение может быть функциональным и/или эстетическим. Задача первого — обеспечить полноценную «ночную жизнь» усадьбы: свободное передвижение, доступ к местам отдыха, хозяйственным зонам и т. д. Другой вид освещения призван украсить, сделать более выразительными и дом, и прилегающую к нему территорию. Со вкусом подобранные и умело размещенные на участке осветительные приборы (различные по конструкции и дизайну фонари, бра, подвесные лампы, прожекторы) способны выхватить из темноты наиболее эффектные фрагменты здания, подчеркнуть их красоту и оригинальность. Созданный таким образом вид гармонично дополняется продуманно подсвеченными отдельными элементами ландшафта. Это может быть альпийская горка, уютная садовая скамейка, искусственный водоем с искрящимся фонтанчиком, скульптурная композиция и т. п. СВЕТЛЫЙ САД Одним из интересных приемов является освещение растительности и малых архитектурных форм участка, благодаря чему ландшафт обретает неповторимое «авторское звучание». Для создания максимального эффекта от освещения растительности необходимо четко понимать некоторые значимые свойства растений. Прежде всего, это текстурные свойства ствола, ветвления, форма листьев, сезонные цвет, густота/прозрачность кроны, форма и цвет цветения, скорость роста растений. В зависимости от этих свойств необходимо выбирать способ освещения. Если дерево имеет густую непрозрачную крону, осветительные приборы (ОП) должны быть установлены на некотором удалении от него, чтобы обеспечить заливающее освещение кроны снаружи. В случае прозрачной кроны ОП могут быть установлены в непосредственной близости и направлены внутрь кроны, обеспечивая свечение листьев. Высокие деревья пирамидальной формы (ели, кипарисы) освещаются прожекторами с концентрирующей оптикой с расстояния 5—10 м. Для освещения пальм также хорошо использовать точечные приборы — «споты», при этом один из прожекторов подчеркивает текстуру ствола, а другие выявляют крону. При освещении деревьев с густыми кронами округлой формы (например, магнолии) можно расположить ОП на достаточном расстоянии от дерева. В принципе, в большинстве случаев при освещении деревьев применяется подсветка снизу по очевидной причине простоты размещения ОП, однако подсветка сверху может дать более интересные результаты. Верхний свет обеспечивает более естественное освещение — растительность выглядит как днем, тогда как при нижней подсветке свет и тень как бы меняются местами. Освещение сверху дает меньший общий контраст, так как освещается горизонтальная поверхность земли, большая по площади, что в итоге приводит к большей согласованности и улучшению эмоционального впечатления. Кроме того, при освещении сверху наблюдатель намного лучше различает детали и сезонные цвета растительности. Для освещения крон высоких деревьев на опорах, установленных вдоль пешеходных дорожек, можно монтировать широкоизлучающие или узконаправленного действия прожекторы локального света с галогенными и металлогалогенными лампами. Интересен эффект создания теней растений на светлом фоне. Аналогичный эффект дает «лунный свет» — создание теней от листвы на земле, при этом, как правило, используются источники света, близкие к свету луны по спектру, например, ртутные лампы. При освещении цветников и зеленых газонов используют источники света типа боллард, хорошим решением может быть применение источников света с возможностью регулировки по высоте, а также с возможностью ориентации плафона в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Несомненное преимущество таких светильников в том, что, меняя высоту светильника, можно защищать растение от перегрева, а также изменять угол освещения и создавать различные световые композиции. БЕСЕДЫ ДОПОЗДНА Архитектурные композиции, скульптуры, альпийские горки, арки и беседки являются доминантами определенных ландшафтных зон. Здесь, как правило, используется эстетическое освещение. Однако свет может выполнять и свои прямые функции — ведь так приятно поздним вечером посидеть в беседке с друзьями, подышать свежим воздухом, наполненным ароматами садовых цветов! Причем специальные светильники создадут не только мягкий вечерний свет, но и будут охранять вас от комаров и других насекомых. При освещении скульптур необходимо тщательно учитывать их пропорции, совместимость с окружающим ландшафтом и отражающую способность материала. Исходя из этого, следует выбирать вид прибора и мощность света. Для освещения вертикальных поверхностей нужен специальный отражатель, направляющий максимум света под углом к оси прожектора. Интересно проектирование малых архитектурных форм с учетом встроенного освещения, особенно если они включают светопрозрачные элементы. Светодиоды и оптоволокно позволяют создавать сверхминиатюрную подсветку, что открывает в этой области новые горизонты. ПУТЬ К ДОМУ Для подсветки дорожек отлично подходят невысокие светильники-столбики. В отличие от крупных фонарей они не слепят глаза и создают уютное и мягкое освещение вокруг себя. Для выделения дорожек можно также использовать консольные светильники, а также применять «маркировочное» освещение дорожек с помощью встроенных в грунт светильников. Очень важен баланс яркостей. Для подсветки тропинок удобно применять светильники, которые называются «pathlights», лампа в таком светильнике светит строго вниз (косинусная КСС) и поэтому слепящий эффект отсутствует. Для маленьких тропинок уместны крошечные светильники, использующие галогенную лампу MR-11. В светильниках средних размеров обычно используются компактные люминесцентные лампы. Кстати, нормативные уровни освещенности покрытия для пешеходных аллей и прогулочных дорожек составляют от 1 до 6 лк. Ступени, мостики и террасы — эти объекты требуют отдельного подхода. Для их освещения используются светильники, встраиваемые в стену или ступени, а так же накладные варианты, дающие четкую, акцентированную подсветку. ЦВЕТНЫЕ БЛИКИ Современные технологии освещения в темное время суток создают на участке особый фантастический мир: ярко-голубая или бирюзовая вода, подсвеченная снизу, выделяясь на фоне темных земли и неба, притягивает и манит. Благодаря замечательным оптическим свойствам воды, ее освещение в ландшафте (водопады, ручьи, фонтаны, бассейны, пруды) может создавать удивительные по красоте эффекты. При организации световой сцены замечательной находкой может быть простое использование отражения наблюдаемой картины в водной глади водоема. А для движущейся и аэрированной воды может быть использована подсветка изнутри. При работе с водой очень удобно использовать гибкие волоконные световоды, обеспечивающие наивысший уровень безопасности благодаря полному отсутствию контакта токоведущих частей с водой. Освещение бассейнов открывает неограниченные возможности для реализации любых фантазий дизайнеров. Так же, как и в архитектурном освещении вообще, здесь преобладают два основных подхода. Классический — базируется на использовании мягкого, заливающего освещения. Его задача — подчеркнуть естественную красоту бассейна в вечернее время, показать все то, что скрыла бы тьма. Второе направление, так называемый световой авангард, предполагает создание совершенно нового, феерического образа сооружения, отличного от дневного. Это искусство сродни театру, аттракциону, шоу-постановке. Вода неожиданно окрашивается в несвойственные ей цвета, начиная от ярко-желтого и заканчивая розовым и сиреневым, контур бассейна благодаря специальной подсветке постоянно находится в иллюзорном движении, динамика света дополняется музыкой. СТОИМОСТЬ ПРОЕКТА Проект освещения участка, как и ландшафтный проект, разрабатывается профессионалами на основе пожеланий и предпочтений заказчика. Вариантов освещения одной и той же территории может быть бесконечное множество. В среднем реализация полноценного проекта обходится в 1500—2000 у. е. за сотку. Но, как известно, красота цены не имеет.
КОМЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
— В связи с бурным ростом загородного строительства и пониманием важности правильного и профессионального освещения своего участка, их владельцы все чаще обращаются к профессионалам в области наружного освещения, которые зарекомендовали себя многолетним опытом воплощения таких проектов, неизменно высоким качеством работ и использованием последних мировых достижений в этой области. В ландшафтном освещении очень важную роль играет проект. Благодаря проектным работам с использованием сложных вычислительных программ, возможно рассчитать оптимальную мощность лампы, ее тип и качественные характеристики (яркость, цвет света, направленность светового пучка и, если необходимо, правильную цветопередачу и т. д.). Также важен правильный подбор светильников как с эстетической, так и с практической точки зрения. Все это в комплексе влияет на конечный результат, поэтому к выбору подрядчика на разработку дизайна стоит отнестись серьезно и обращаться к профессионалам с мировым именем, которые могут предложить весь комплекс услуг по освещению. В последнее время клиенты стали обращать особое внимание и на энергосберегающие решения для освещения своих участков. В связи с этим новым этапом в ландшафтном освещении может стать использование светодиодных систем. Эти источники света самые экономичные, из года в год они становятся мощнее и все чаще используются для декоративного освещения. Впечатляет и срок их службы — 20 000 часов. Также минимизировать затраты на освещение поможет использование современной пускорегулирующей аппаратуры, которая будет включать и выключать освещение в зависимости от времени суток или уровня освещенности.
освещение строящихся зданий |