Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Обновления arrow Время разбрасывать камни

Latest Articles

Most read

Время разбрасывать камни

Время разбрасывать камниКак вы думаете, может ли камень двигаться? А покрываться струйками пота? Камень способен еще и не на такое, в чем вы убедитесь, если используете его для украшения сада. Камню в ландшафтном дизайне посвящена четвертая, заключительная статья серии, начатой в предыдущих номерах журнала и раскрывшей возможности использования этого материала в частной архитектуре.

Чешский писатель К. Чапек заметил однажды: Есть несколько способов разбивать сады: лучший из них - поручить это дело садовнику. Но порой творческий зуд толкает нас на эксперименты, и мы беремся за дело сами. Чтобы в результате благого порыва не испортить кусочек Вселенной, доверьтесь природе и используйте ее же материалы.

Самый простой из них и в то же время удивительно выигрышный с эстетической точки зрения - камень.

Среди камней одни убегают, другие преследуют, одни прислоняются, другие поддерживают, смотрят вверх и смотрят вниз, лежат или стоят. Так японские мастера по устройству садов рекомендовали относиться к этим элементам неживой (в нашем представлении) природы.

Но любой из них имеет свои лицо, позу и назначение.

В природе уже существуют готовые составляющие будущего сада; человеку достаточно разглядеть особенности каждого камня и умело сочетать его с другими.

На Востоке к нему относятся как к живому существу.

Камень является самым древним объектом поклонения человека: достаточно вспомнить священные камни и горы Японии, каменные святилища на Британских островах или исполинов острова Пасхи.

Трепетом наполняется сердце при виде валуна в лесу где-нибудь на севере Европы, словно там поиграл великан, разбросавший камушки.

Камень пробуждает в нас чувство связи с природой. Достаточно одного камня, положенного в любом участке сада, чтобы последний приобрел совершенно иной, одухотворенный вид (недаром считается, что в камнях живут духи природы) и родилась законченная композиция.

Камень может иметь гладкую или рваную, неровную поверхность, выглядывать из травы, воды либо покоиться на небольшой площадке из песка или гальки, стоять или лежать в одиночестве, быть окруженным камнями меньших размеров.

Дополнительным украшением камня-одиночки нередко служат скульптура (особенно выполненная из металла) или выбитые на нем изображения.

Если форма камня вас не устраивает, то ее можно усовершенствовать.

Создатели восточных садов убеждены, что камня не бывает много.

Один из видов японского сада - сухой сад камней, где даже вода имитируется при помощи гальки или песка. Он демонстрирует изобразительные возможности камня, который способен воплощать образ скалы, животного, вспененного волнами водного пространства. Эта универсальная природная форма позволяет создать пейзаж, богатый оттенками цвета и фактуры.

Еще одна возможность группового использования камня - столь популярные сейчас альпинарии (или рокарии, что почти одно и то же), то есть композиции из камня в виде плато, отдельно стоящих или прислоненных к чему-либо горок.

В Западной Европе в качестве мест для отдыха устраивают так называемые альпийские парки, которые располагаются на возвышенностях и имитируют пейзажи высокогорных районов Альп.

Особенность таких парков - каменистые плато со стелющейся травкой и растущими среди камней цветами столь нежной окраски, что их хочется написать акварелью.

Желание подолгу рассматривать эту неяркую красоту имеет особую ценность в наш век, когда глаз чаще равнодушно скользит по поверхности форм, а не останавливается на них в восхищении.

Природа преподнесла человеку необыкновенно щедрый подарок.

Жители областей, где ничего подобного нет и в помине, приняли его и уже в собственных садах создают альпинарии по своему вкусу - высокие и низкие, с растениями ярких и скромных расцветок, из камней одной или нескольких пород.

Это могут быть проросшая цветами и травой каменная стенка, прислоненная к ограде горка, выложенный камнем склон.

Каменные горки можно использовать как для создания самостоятельных композиций, так и для оформления участков сада, которые смотрятся не слишком выигрышно.

К тому же типу композиций, созданных при помощи камня природной формы, можно отнести рукотворные водопады, каскады, ручьи, делающие более живописным кусочек нашего равнинного пейзажа с медленно текущей или стоячей водой. Прыгающая, падающая, брызжущая вода, играющая на солнце, столь прозрачная, что сквозь нее, как через увеличительное стекло, видны прожилки и бороздки камней, - все это разнообразие возникает благодаря каменным водным сооружениям. От того, как вы расположите камни, зависит рисунок текущей воды, и тем самым вы вполне сможете выступить в качестве дизайнера собственного сада.

Диким камнем можно оформить фонтан. Особенно красиво он смотрится в пруду. Камнем выкладывают дно искусственного пруда и его берега, а посреди водоема желательно поставить большой камень.

Союз камня и воды может быть осуществлен и в малых формах: достаточно одного камня, который будет истекать водными струями. Итальянские виллы украшает множество таких фонтанов самых разных видов: среди них встречаются камни вспотевшие, плачущие, бьющие мощной струей. Такой фонтан можно изготовить и самому, и в вашем саду появится игрушка, на которую всегда будет интересно посмотреть гостям.

Если уж речь зашла об итальянских виллах, скажем сразу: наверное, нигде больше камень не применяется столь же разнообразно. Природа и искусство одинаково сильны в этом уголке земли, поскольку камень имеет одновременно дикий и окультуренный вид. Такой замечательный паритет природного и рукотворного был с успехом заимствован практически по всей Европе.

Примером могут служить дворцовые парки в окрестностях Санкт-Петербурга. Вряд ли сегодня кому-то из отечественных ландшафтных дизайнеров удастся создать нечто подобное - традиция была прервана. Но некоего подобия все же достичь можно, используя хотя бы отдельные элементы.

Это каменные гроты (особенно со сталактитовыми сводами), куда обычно помещают статую или фонтан; бассейны в каменных чашах с фонтанами и скульптурными композициями, террасы со стоящими на них скульптурами.

При создании такого парка используют квадры камня, то есть его окультуренную форму, а также кирпич (для оград, беседок, невысоких стенок) и мрамор (для возведения и отделки небольших архитектурных построек, например, тех же беседок).

Если на участке имеются перепады рельефа, без подпорных стенок не обойтись, и тут можно так обыграть тему камня, что владельцы равнин умрут от зависти. Вот она, возможность создать живописный ландшафт, по которому так тоскуют жители средней полосы России! Для таких стенок используют камень (природной формы и в виде квадров) и кирпич, комбинируют их с галькой, керамическими вставками и друг с другом. Стенки при желании украшают нишами с фонтанами, а также вазонами и статуями, поставленными сверху; на более широких площадках даже устраивают зоны отдыха.

Для отдыха можно использовать весь сад или же отвести для этого специальные уголки. Скажем, создать патио - так ландшафтные дизайнеры называют небольшой мощеный двор внутри садового участка.

Тот, кто посетил Испанию, например Севилью, наверняка был очарован маленькими каменными двориками с цветами в кадках, фонтанчиками, скульптурами, креслами в тени раскидистых растений.

Создав у себя в саду уголок Севильи, в жаркий летний день вы сможете отдохнуть там, сидя в шезлонге, - и от камня будет веять прохладой, а вечером собраться за столиком всей семьей - и камень, нагретый за день, будет отдавать тепло. При устройстве такого патио появляется возможность проявить всю свою фантазию и оформить этот уголок сада исключительно по своему вкусу. Украшением патио, как и любого сада, является скульптура. Достаточно одной мраморной статуи, чтобы сад получился, что называется, с претензией. Правда, в наших краях мрамор не выдержит холодов, но летний сад создать можно. Это касается классической скульптуры.

А ведь есть еще масса авторской каменной пластики для украшения сада, которая замечательно вписывается в его дизайн и вместе с тем представляет собой самостоятельные произведения искусства.

Не забудем и о каменных вазонах, скамейках интересной формы, затейливых мостиках, фонарях, китайских пагодах...

Вспоминается оригинальное решение владельца одной итальянской виллы - отдельно стоящая каменная колонна. При виде ее возникало предположение, что под этим садом могут скрываться остатки какого-то античного сооружения.

Кстати, камень способен зрительно состарить жилище, а это повышает престиж и дома, и его владельца. Со временем ваша вилла приобретет вид старинной, но если вам уже сейчас хочется похвастаться ее древностью, используйте своеобразную обманку - псевдоразвалины в дальних уголках сада.

Все более популярными становятся садовые очаги, например для барбекю, или камины-грили. И то и другое можно соорудить самим из кирпича или природного камня.

Наконец, камень незаменим при устройстве дорожек в саду и лестниц. Дорожка может быть засыпана гравием, иметь сплошное мощение, состоять из отдельных плит, между которыми пробивается трава (есть и особые виды растений, высаживаемые между плитами ради создания оригинальной и выглядящей естественно композиции). В нашем климате, когда осенние дожди превращают почву в сплошную грязь, каменная дорожка не только красива, но и необходима. А каменная лестница на участке с ярко выраженным рельефом может стать настоящим украшением сада.

Но что выделяет сад из дикой природы? Ограда, которая чаще всего возводится из камня, кирпича или же из камня в сочетании с другими материалами (например, каменное основание и кованая решетка). От оград требуется прежде всего прочность, поэтому камень лучше всего подходит для их создания. Даже с точки зрения художественного решения такой материал идеален: камень - это твердыня, недаром крепости обносились каменными стенами.

Это вечный образ римской виллы, пленяющий наше воображение, какая-то вечная наша мечта...

Широкие террасы уставлены рядами потемневших от времени статуй. Закругленные лестницы ведут к ним; зеленый мох лежит толстым слоем на их балюстрадах...Мраморные скамьи стоят у подножья старых кипарисов, и их твердые смолистые шишечки сухо стучат, падая на мрамор. Так писал русский искусствовед П. Муратов о вилле д"Эсте в Тиволи близ Рима.

Всякая усадьба должна создаваться так, чтобы ее старость вдохновляла посильнее иной юности.

И если задать вам вопрос: Как можно сделать из вашего дома и сада вечную мечту, нечто созданное на века и всегда пленительное? - мы уверены, что вы не замедлите с ответом.

освещение торгового зала магазина