Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Промышленные здания arrow Наблюдение и уход за колоннами

Latest Articles

Most read

Наблюдение и уход за колоннами

В железобетонных колоннах действующих промышленных зданий встречаются вертикальные трещины в углах и на гранях, а также горизонтальные трещины.

Трещины в углах монолитных колонн появляются, если бетонирование производилось в деревянной сухой опалубке; после бетонирования углы опалубки оттягивают воду из бетона на прилегающем участке, и при твердении бетона получается вертикальная, несколько извилистая трещина по всей длине колонны или на отдельных участках. После побелки колонн эти трещины слабо заметны, но наличие их легко обнаруживается простукиванием бетона молотком: бетон в углах с трещинами дает бучащий звук.

Отслоившиеся углы бетона не принимают участия в работе колонны; ослабление сечения бетона, вызываемое отслоившимися углами, обычно небольшое и составляет 5-7% от рабочей площади бетона. Такие колонны не требуют усиления, но и оставлять их с имеющимися трещинами не рекомендуется: при действии динамической нагрузки на колонну бетон в углах может крошиться, а на отдельных участках и обрушаться. Поэтому рекомендуется сбить отслоившийся бетон в углах на всей длине, где простукиванием обнаружится отслоение, и восстановить углы набрасыванием цементно-песчаного раствора состава 1:2 в несколько приемов, нанося каждый последующий слой раствора после схватывания предыдущего.

Если углы сбиваются на всю высоту, то после восстановления их лучше обработать фаской. Появление вертикальных трещин на гранях колонн вызывается двумя причинами:

а) отсутствием хомутов на значительной длине колонны;

б) коррозией рабочей продольной арматуры.

Когда при возведении колонн хомуты устанавливаются с отступлением от проекта на большом расстоянии или когда в процессе бетонирования монолитных колонн в вертикальном положении некоторые хомуты смещаются против их проектного положения, то на отдельных участках колонн получается слишком большое расстояние между хомутами; рабочие продольные стержни на таких участках при эксплуатационной нагрузке колонн претерпевают продольный изгиб - выпучиваются наружу, вызывая в защитном слое бетона вертикальные трещины.

Такие трещины возникают на той грани колонны, на которой расположена рабочая арматура, т. е. у внецентренно сжатых колонн прямоугольного сечения - на узких гранях, а в центральносжатых колоннах квадратного или иной формы сечения - на любой грани.

Для восстановления проектной несущей способности колонны необходимо в местах пропущенных или разреженных хомутов поставить наружные натяжные хомуты из двух уголков, стянутых круглыми стержнями. Установку стяжных хомутов рекомендуется производить при отсутствии на колонне временной нагрузки. Нередко железобетонные колонны промышленных зданий находятся в неблагоприятных условиях эксплуатации: в цехах с повышенной влажностью или с агрессивной средой.

При отсутствии специальных мер защиты бетона нормальный защитный слой бетона в 2-2,5 см не предохраняет в этих случаях стальную арматуру от вредного действия среды, и стержни ее подвергаются коррозии. Были случаи, когда при бетонировании колонн вводили в бетон для ускорения твердения хлористый кальций или хлористый натрий. Это приводило в процессе эксплуатации к коррозии арматуры колонн.

При коррозии сильно увеличивается диаметр арматуры, арматура "пухнет" и вызывает продольные трещины в защитном слое бетона вдоль стержней. При обнаружении такого дефекта для предохранения арматуры от дальнейшего разрушения необходимо сбить защитный слой бетона, очистить арматуру стальными щетками от ржавчины, промыть грань колонны струей воды под напором и покрыть при помощи торкретирования цементным раствором состава 1 : 1 (цемент : песок) в два слоя по 15 мм каждый. При обследовании сборных железобетонных колонн можно встретить горизонтальные сквозные трещины, пересекающие все сечение. Такие трещины возникают в процессе транспортирования и монтажа колонн, когда они принимают не предусмотренные расчетом положения или удары, вызывающие перелом ствола. При монтаже колонны осматриваются и при наличии больших трещин бракуются или перед установкой усиливаются. Разрешается устанавливать колонны только с небольшими трещинами. Поэтому в эксплуатируемых промышленных зданиях могут встретиться небольшие трещины, которые для колонны не опасны, так как в сжатой зоне они закрываются под действием нормальной сжимающей силы, а в растянутой зоне (при внецентренно сжатой колонне) бетон в расчет не принимается. Нормами разрешается ширина раскрытия таких трещин до 0,3 мм.

При большей ширине раскрытия следует сделать местную обойму из четырех стальных уголков, соединенных горизонтальными планками на сварке. Размер уголков принимается в зависимости от величины площади поперечного сечения колонны от 50X5 до 100 X 10 мм, длина обоймы- 100-150 см; соединительные планки 60 X 6 - 60 X 8 мм с шагом 30-40 см.

В монолитных железобетонных колоннах могут встретиться горизонтальные трещины в местах рабочих швов, когда после перерыва бетонирования загрязненная бетонная поверхность не обрабатывалась, оставалась прослойка посторонних предметов, мусора.

Явно выраженные и глубокие рабочие швы должны быть очищены от посторонних включений на возможную глубину и промыты напорной струей воды. После очистки швы зачеканиваются жестким цементно-песчаным раствором высоких марок.

Новости светотехники