Кровельщик создается рынкомТрадиционная система подготовки рабочих-специалистов для строительной отрасли, за редким исключением, не соответствует потребностям рынка. В этом убеждены строители и это признают представители средних профессиональных образовательных учреждений (см. "СМУ" № 4 за 2007 год). Подготовка кровельщика унаследовала все "родовые" недостатки, главный из которых - отставание по содержанию профессии: постоянно появляющиеся новые технологии и материалы требуют соответствующих знаний и навыков, которые невозможно приобрести без взаимодействия с теми, кто имеет опыт их использования - строительными компаниями и поставщиками материалов. От кровельщика до "строителя кровли" В Советском Союзе кровельщики, выходящие из стен техникумов, ПТУ, учебно-курсовых комбинатов, имели две специализации: кровельщик мягких кровель и кровельщик-жестянщик. Так как 90 % кровель в жилищном строительстве выполнялись в "мягком" варианте, акцент делался на подготовку специалистов, умеющих раскатывать рубероид и обращаться с битумной печкой. Да, и необходимость перманентного ремонта таких крыш из-за низкой устойчивости материалов к перепадам температур требовала немалого - подготовленных рабочих. "Белой костью" на фоне закопченных товарищей по цеху выглядели жестянщики. В основном они были задействованы на монтаже жестких кровель, выполнявшихся из шифера и жести, однако определенный объем жестяных работ проводился и на мягкой кровле. Спрос на мастеров-жестянщиков всегда был большим: их выпускали меньше, так как обработка железа требует более основательного образования, практики и специального оборудования. Иными словами, при наличии узкой специализации кровельщиков в советские времена работы им хватало, но работы однотипной, не стимулирующей усилий по повышению квалификации. В последние 10 лет, рассказывает директор Уральского техникума ремесленников-предпринимателей Николай Доронин, в принципе поменялось содержание профессии: "Теперь мы используем термин "строитель кровли". Это уже не просто кровельщик в традиционном понимании (умение работать с кровельными материалами), а нечто большее". С одной стороны, на рынок вышли новые кровельные и изоляционные материалы, а также технологии их использования, с другой - нередкое сегодня желание заказчика блеснуть оригинальностью своего строения приводит к усложнению кровельных конструкций, появлению и вовсе уникальных проектов. Уметь правильно "читать" проект, независимо от материала соблюдать технологию, надлежащим образом организовать водоотведение - далеко не полный перечень знаний и навыков современного кровельщика. Если постоянное появление новых материалов заставляет находиться в профессиональном тонусе, то развитие в последние годы малоэтажного строительства подталкивает кровельщика к изучению других строительных специальностей. Вдруг ему будет необходимо при обвязке бруса положить два ряда кирпичей, то есть выполнить работу каменщика? Или понадобятся навыки работы с деревом для установки стропил, монтажа обрешетки и пр. Нанимать нужных профи для таких небольших по объему, но необходимых работ заказчику слишком накладно и долго. Тем более, если с ними может справиться мастер по кровлям. Кроме того, проекты современных кровель предполагают создание сложных конструкций со вставками окон, фрамуг, создания мансард. Их правильный монтаж также подразумевает наличие целого набора навыков, которыми должен обладать современный кровельщик. Немцы учат партнерству бизнеса и ПТУ "На сегодняшний день кровельщиков в понимании "строитель кровли" в Екатеринбурге никто не готовит, - говорит Николай Доронин. - Запустив осенью прошлого года подобный курс (а до этого два года шла разработка и утверждение программы), мы просто реагируем на потребности рынка: сейчас на таких универсальных специалистов существует большой спрос. Получается так, что возникают новые виды работ, а нужного специалиста в перечне профессий просто нет". Как пример - специальность монтажника оконных конструкций, которой не учат в государственных техникумах и ПТУ. В основу образовательного процесса положена идея социального партнерства, адаптацией которой к российским реалиям техникум совместно с Фондом Эберхарда Шека (Германия) занимается с 1998 года. В немецком варианте существуют три заинтересованные в высокой квалификации рабочего стороны: государство, сам обучаемый и общество в лице работодателя. В государственном училище гражданин получает теорию, а практические навыки - в частной фирме, куда он во время обучения устроен учеником и которая заинтересована в приобретении подготовленного специалиста. Таким образом, учреждение государственного профтехобразования делит затраты (экономия на материальной базе) и ответственность за подготовку специалиста с работодателем. Училище может быть и частным, однако в любом случае итоговая аттестация выпускника не обходится без вердикта государственного чиновника.
декоративная светотехника |