Уникальные лифты мираЛифтовой транспорт является не только самым массовым в мире, но и представляет собой благодатную почву для внедрения инновационных конструкторско-технологических разработок. Повышенное внимание специалистов, занятых в сфере лифтостроения, к нестандартным инженерным и дизайнерским решениям позволяет постоянно привносить новые полезные качества в функциоонной лифтовой техники и тем самым неуклонно расширять область ее применения. Вниманию читателей предлагается краткий информационный обзор, посвященный необычным представителям семейства этих транспортных средств.Сто англичан в одном лифте Лифт для одновременной перевозки 100 пассажиров появился еще на заре лифтостроения - в конце XIX века. Когда возникла необходимость обеспечить транспортную связь для жителей пригородов Лондона, работающих между Ливерпулем, Ланкаширом и жилыми районами Чешира, промышленная компания Wadsworth & Sons взялась спроектировать, изготовить и установить на одном из участков дороги пассажирские лифты большой грузоподъемности. Сложность и необычность проекта состояла в том, что дорога должна была проходить под рекой Мерси. Строительство лифтового комплекса завершилось в 1880 году. Протяженность тоннеля каждого из трех гидравлических лифтов составляла 90 футов (около 30 м), кабины имели форму куба со стороной 17 футов (чуть более 5 м). Интерьерное решение кабин также было абсолютно новым для конца XIX века: они представляли собой огромные помещения, украшенные зеркалами, вдоль стен по периметру располагались комфортные посадочные места, оставляя свободным проход, за что эти уникальные лифты и получили название “мобильных художественных салонов”. В 1906 году лифты вместимостью 100 пассажиров каждый были подвергнуты реконструкции, в ходе которой паровой привод заменили электрическим. Во время Второй мировой войны уникальная система была повреждена от взрывов бомб. Только недавно нашлись средства на восстановление исторической достопримечательности: барабанные машины были заменены бесприводными двигателями, специально изготовленными для этой лифтовой системы по оригинальному проекту. Двухэтажный лифт ОТИС Владельцы высоток всегда стреми-лись сделать свою недвижимость максимально доступной и привлекательной для арендаторов. В их интересах было строительство компактных лифтов: двухэтажный лифт фирмы ОТИС стал оптимальным решением проблемы экономии полезных площадей. Первый двухпалубный лифт был установлен компанией ОТИС в 1931 году в 67-этажном здании городского сервисного центра в Нью-Йорке. Одновременно двухпалубный лифт должен был обслуживать подземку, строительство которой было запланировано. В 1935 году ОТИС презентовала общественности двухэтажное чудо, которое было особенно ценным новшеством для высоток с интенсивной проходимостью в часы пик. Такая недвижимость могла резко возрасти в цене и принести быструю прибыль собственникам за счет большого числа посетителей. В двухпалубных лифтах кабины располагались одна над другой и имели один и тот же подъемный механизм. Вход в лифты был открыт как из подземки, так и с улицы: пассажиры могли одновременно с двух уровней заходить в верхнюю и нижнюю кабины. Однако двухпалубные лифты могли быть установлены не в каждом небоскребе: система тросов и противовесов была необычайно сложна в управлении. В 2003 году ОТИС усовершенствовал свои двухэтажные лифты: отныне для оборудования ими зданий не требуется равных пролетов между этажами. Такие модернизированные двухэтажные лифты считаются высокотехнологичным транспортным средством, первое из которых было установлено в 54-этажной башне MORI, относящейся к токийскому комплексу зданий в Roppongi (Япония). Проблему неравномерной этажности решили при помощи системы, которая автоматически поднимает или опускает лифт до двух метров, чтобы выровнять уровни пола кабины и лифтового холла. Лифт для пешеходов 7 декабря 2001 года в Германии было торжественно открыто уникальное сооружение, которое тут же окрестили “пешеходным лифтом”. Сами создатели этого необычного, горизонтального лифта дали ему имя “человековоз”. Строительство такого лифта заняло всего одну неделю, а стоимость составила 300 тыс. марок. Лифт предназначен для транспортировки людей через оживленную четырехполосную трассу №132, где раньше располагался обычный наземный пешеходный переход. “Человековоз” состоит из двух башен и рельсового моста между ними, по которому горизонтально перемещается кабина с пассажирами. История “человековоза” такова: из соображений безопасности пешеходов и автомобилистов компания SCHMID предложила заменить пешеходный переход горизонтальным лифтом. Идея оказалось жизнеспособной. Для транспортировки 8 человек, а именно столько входит в кабину, лифту требуется всего полминуты: при вертикальном движении его скорость составляет 1 м/с, при горизонтальном -1,5 м/с. Пропускная способность лифта - 720 человек в течение часа (100 рейсов в час). “Человековозу” свойственны привычные для обычного лифта признаки: автоматические двери, пост приказов, кнопки вызова, аккумуляторные батареи на случай отключения электроэнергии. Лифт подключен к диспетчерскому комплексу, программное обеспечение ничуть не отличается от его аналогов, обслуживающих жилые и общественные здания. По словам производителей, у “человековоза” большое будущее: он соответствует требованиям экологической безопасности, легко интегрируется в любую архитектурную ситуацию, на его кабине можно размещать визуальную информацию. Кроме того, лифт удобен для людей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, а его строительство эффективно и недорого. Велосипедный лифт Первый в мире велосипедный лифт, сооруженный в Норвегии, в окрестностях Тронхейма, - также результат применения высоких технологий. Лифт помогает велосипедистам-любителям преодолеть расстояние в 130 м: дорога к форту Кристиансена идет в гору - и местные жители пользуются велосипедным лифтом, который со скоростью 2 м/с поднимает их наверх. Лифт в аквариуме Современный пассажир лифта настолько искушен, что его трудно удивить чем-то необычным. Но стеклянные лифты с гидравлическим приводом GMBH Design - настоящее чудо. Стеклянная кабина, которая плавно движется в оптически прозрачной шахте в открытом пространстве торгового центра или по фасадной части современного небоскреба - великолепное зрелище. В самом сердце Берлина, на берегу Шпрее, напротив Кафедрального Собора, находится гостиница Radisson. В просторном холле отеля построен самый большой в мире 25-м цилиндрический аквариум AquaDom, в котором обитает 2,5 тыс. экзотических рыб. Посетители гостиницы могут в полном смысле слова окунуться в подводный мир, прокатившись в застекленном двухэтажном лифте, перемещающемся внутри аквариума. Это уникальное безрамное подъемное сооружение выполняет функции обзорной площадки, на которой одновременно может размещаться до 30 пассажиров. Технические характеристики лифта: • грузоподъемность 3600 кг; • четыре уровня остановок; • высота подъема 27 м; • гидравлический привод 1:1; • скорость 0,3 м/с. Вакуумный лифт В течение нескольких лет в США серийно производится лифт, который поднимает и опускает пассажиров без применения стандартного лифтового оборудования. Эти уникальные лифты выпускает компания DAYTONA ELEVATOR из Флориды. Они созданы для частного жилья, в том числе - для небольших коттеджей, и могут иметь различные габариты и несколько уровней установки. В шахте круглого сечения (внешний диаметр 94 см), изготовленной из поликарбоната, перемещается кабина-поршень, выполненная из алюминиевого сплава. Двери шахты закрываются герметично, кабина вентилируется снизу. Насос, установленный в верхней части шахты, откачивает воздух из зоны, расположенной над кабиной. При достижении определенного значения разряжения кабина начинает подниматься вверх под действием атмосферного давления. Для перемещения вниз клапан шахты постепенно впускает воздух в зону разряжения, обеспечивая плавный спуск кабины. Совершенно очевидно, что такая система требует минимальных энергозатрат. Грузоподъемность лифта составляет 204 кг, скорость - 9,14 м/мин. Двери на разных этажах могут открываться в ту или иную сторону в зависимости от расположения лифтового холла. Подчеркивая преимущества системы, разработчики сообщают, что вакуумный лифт можно установить всего за несколько часов, для чего потребуется минимальная переделка интерьера. Горный лифт GMBH Design специализируется на изготовлении лифтовых конструкций, предназначенных для различных туристических объектов: гостиниц, национальных парков и природных заповедников. Самый высотный в мире свободно движущийся горный лифт, получивший название “Байлонг-лифт”, смонтирован в 2001 году в красивейшем парке-заповеднике Китая (район Вулингиан, про-винция Хунан). Двухэтажная кабина лифта вмещает 50 человек. Она доставляет посетителей на смотровую площадку, расположенную на высоте 360 м. В комплекс входит 3 таких лифта грузоподъемностью 3750 кг каждый. Технические характеристики: • тросовый привод 2:1; • скорость 3 м/с; • два уровня остановок.
аварийное освещение |