Цвет в производственных интерьерахНаучно обоснованное, художественно осмысленное и функционально оправданное использование цвета в производственных интерьерах является действенным средством оптимизации производственных условий. Цветовое решение складывается из цветовой отделки внутренних поверхностей помещения - потолка, стен, пола, конструктивных элементов, производственного и транспортного оборудования, инженерных коммуникаций, цвета средств информации и рабочей одежды трудящихся.Выбор цветового решения определяется в результате анализа комплекса следующих трех основных факторов: особенностей производственной среды и характера труда. Они определяются особенностями технологического процесса, условиями зрительной работы, характером, интенсивностью и спектральным составом освещения, особенностями климата и ориентацией светопроемов помещений по сторонам горизонта; архитектурных особенностей интерьера. Они складываются из абсолютных размеров и пропорций помещений, характера конструктивного решения, характера производственного оборудования и инженерных коммуникаций, степени насыщенности ими помещения, системы расстановки оборудования и т. п.; требований техники безопасности. Оценку каждого из указанных факторов, а также выбор решения необходимо согласовывать с данными о психофизиологических особенностях воздействия цветов и их сочетаний на людей. Методика разработки цветового решения интерьера состоит в последовательном выполнении следующих задач: выбор цветовой гаммы интерьера; разработка общей цветовой схемы решения, в том числе определение цветовых характеристик (цветового тона, светлоты, насыщенности и количества цвета) основных (доминирующих), вспомогательных и акцентных цветов, определение характера цветовых и яркостных контрастов, определение характера функциональной окраски и системы наглядной агитации; разработка проектной документации, включающей графические материалы, образцы колеров, ведомость лакокрасочных и отделочных материалов и т. п. Выбор светлоты цвета (коэффициента отражения) для отделки элементов интерьера производится в зависимости от того, в какой зоне пространства цеха (верхней, средней или нижней) они расположены. Так, открытые фермы, балки и тому подобные элементы помещения, а также подъемно-транспортные средства - мостовые краны, кран-балки, подвесные конвейеры, образующие верхнюю зону, - окрашиваются цветом с коэффициентом отражения в пределах от 50 до 80%. Потолки должны иметь более высокий коэффициент 60-80%. Строительные элементы средней зоны - стены, перегородки, колонны, этажерки, двери, ворота и т. п. - должны иметь коэффициент отражения от 40 до 55%, а оборудование этой зоны - станки, машины, транспортные средства и т. п. - от 25 до 55%. Коэффициент отражения полов, цокольных участков стен и перегородок, фундаментов машин, образующих нижнюю зону, должен составлять 20-45%. Одной из основных задач цветового решения является компенсация неблагоприятного влияния среды и трудового процесса на работающих путем использования закономерностей психофизиологического воздействия цвета на зрительные функции, психику и весь организм человека. Особенности цветового решения производственного интерьера в большей степени определяются функциональными задачами - обеспечением наилучших условий труда. Они регламентируются соответствующими действующими в настоящее время строительными нормами и стандартами. Вместе с тем, решение светоцветовой обстановки играет существенную роль в формировании эстетических качеств помещений, а комплексное решение цвета и света практически является одним из ведущих средств архитектурной композиции. На восприятие интерьера большое влияние оказывает архитектурное качество его освещения, которое определяется выбором приема освещения, расположением светопроемов естественного освещения, системой и спектральным составам излучения источников искусственного освещения , степенью насыщенности светом помещения, яркостными контрастами между различными поверхностями, попадающими в поле зрения рабочих, и т. п. В художественных целях свет и цвет следует использовать прежде всего как средство выявления главного в композиции, корректировки на основе ассоциативных качеств цвета неблагоприятных пропорциональных соотношений помещений и оборудования, ритмической расчлененности внутреннего объема, выявления масштабности пространства и его элементов. Использованием света и цвета требуется решать задачу наиболее благоприятного восприятия архитектурных форм и форм технологического оборудования, которое обеспечивается соответствующей направленностью освещения и применением контрастных цветовых соотношений. Большое эмоциональное воздействие на работающего имеет гармоничность цветового решения. Она обеспечивается применением закономерностей гармонизации цвета при учете спектрального состава освещения, а также таких качеств цвета, как масштабность цвета, количество цвета, характеристики по "тяжести", "пространственноети" и "теплоте" в зависимости от цветовых характеристик - цветового тона, насыщенности и светлоты. Для рациональной организации труда, обеспечения его безопасности и предотвращения аварий и несчастных случаев на производстве, а также для повышения эстетической выразительности промышленных интерьеров большое значение имеет применение системы функциональной окраски. Согласно этой системе, существуют три направления функционального использования цвета: в сигнально-предупреждающей окраске, в опознавательной окраске и в использовании производственных знаков безопасности. Для сигнально-предупреждающей окраски установлены три основных цвета - красный, желтый и зеленый -и два вспомогательных цвета- оранжевый и синий. В красный цвет окрашиваются противопожарные устройства; им обозначаются трубопроводы, баллоны и емкости с легковоспламеняющимися горючими и взрывоопасными веществами и запрещающие знаки. В желтый цвет окрашиваются представляющие опасность аварий и несчастных случаев элементы строительных конструкций, кромки оградительных устройств, не полностью закрывающие травмоопасные элементы производственного оборудования, элементы внутрицехового транспорта (крюки, кабины кранов, боковые поверхности напольного транспорта и предупреждающие знаки). Для лучшего восприятия желтые полосы чередуются с черными с соотношением их ширин 1:1. Зеленым цветом обозначаются устройства и средства обеспечения безопасности, трубопроводы и емкости с безопасным содержанием, указатели по безопасности. Вспомогательный оранжевый цвет используется для окраски внутренних поверхностей электрощитов, ограждений травмоопасных элементов станков, а синий цвет для производственно-технической информации. Опознавательная окраска применяется с целью быстрого и безошибочного определения, транспортируемых по трубопроводам и содержащихся в различных емкостях жидких и газообразных веществ. Все они сведены к десяти укрупненным группам, каждой из которых присвоены определенный цвет и цифровые обозначения. В зависимости от местоположения трубопроводов, их величин, количества в интерьере и роли, которую их цвет может играть в общем архитектурном решении, трубопроводы окрашиваются либо по всей длине, либо отдельными участками. Для дополнительного обозначения-вида вещества применяются буквенные и цифровые надписи, выполняемые ахроматическим цветом на маркировочных щитках либо на поверхности трубопроводов. Кроме того, для обозначения легковоспламеняющихся, опасных и взрывоопасных веществ, содержащихся в трубопроводах, на поверхность последних наносят цветовые кольца красного цвета; для обозначения ядовитых, токсичных, находящихся под высоким давлением и тому подобных веществ - кольца желтого цвета, а для безопасных веществ кольца зеленого цвета. Производственные знаки безопасности подразделяются на запрещающие, предупреждающие и предписывающие и разного рода указатели. Для каждой группы установлены соответствующие форма и цвет. Для первой группы - красный круг, для второй - желтый треугольник, для третьей - зеленый квадрат, для четвертой - зеленый либо синий прямоугольник. На указателях наносится также символическое изображение того, что запрещается, предписывается, указывается и о чем предупреждается. Указатели должны размещаться в местах, обеспечивающих хорошее их восприятие.
Новости светотехники |