Краткий обзор рынка водонагревателейРосту спроса на водонагреватели благоприятствовали несколько причин: 1) улучшающееся состояние экономики со средним ростом ВВП в 5-6%; 2) растущая покупательская способность населения; 3) замена устаревшего оборудования на новое (например в многочисленных хрущевках), причем эта инициатива в 4) некоторых регионах России поддержана правительством (особенно в Москве) ; ухудшающееся состояние районных теплосетей (частые отключения горячей воды провоцируют покупку водонагревателя); 5) обширная сеть трубопроводов, а также низкие цены на природный газ; 6) наличие на рынке недорогих накопительных водонагревателей из Италии и газовых проточных водонагревателей отечественного производства; 7) увеличение продаж в регионах.
Одной из главных особенностей российского рынка является наличие большого количества проточных газовых водонагревателей. Так в 1998 году почти половина всех водонагревателей в России относилась к этому типу. С течением времени эта доля постепенно снижалась и по итогам 2004 года составила ~ 35%. По итогам 2005 года доля накопительных электрических нагревателей может еще более увеличиться. В настоящее время структура российского рынка по типам водонагревателей такова: Примерно треть водонагревателей применяется для первичной установки по собственной инициативе потребителей. Остальной объем продаж распределяется между заменой вышедших из строя приборов и первичной установкой в новостройках. Электрические накопительные нагреватели, в большинстве своем, приобретаются самими потребителями для первичной установки в обычных домах, а также в некоторых новых частных домах. Причина тому проста - это практически единственный возможный вариант: для установи газовых приборов требуется специальное разрешение и проект, а проточные электрические имеют слишком высокую потребляемую мощность, что не соответствует напряжению в бытовых электрических сетях. Газовые водонагреватели, как правило, идут на замену устаревших и первичную установку в новостройках. Рынок замены, как считают специалисты, имеет в России огромные перспективы, поскольку большинство водонагревателей (главным образом установленные в советское время проточные газовые приборы) уже выработали положенный им срок эксплуатации. Однако, бурного его роста в ближайшем будущем не предвидится, если не случится вмешательства государства в виде программы по замене старых, отслуживших свое, водонагревателей на новые. Пока количество продаваемых газовых приборов чуть больше 400 тысяч в год с минимальным приростом. Отметим, что среди предлагаемых нагревателей рассматриваемого типа более 75% российского производства. В остальных мегментам преимущество остается за импортной продукцией. Электрические проточные устанавливаются в новых коттеджных поселках или домах с увеличенным напряжением в сети (обычно, это специальные проект, в такие дома не проводится газ: используются только электрические приборы). По оценке большинства специалистов, в ближайшие несколько лет рост рынка водонагревателей продолжится и, даже, удвоится к 2008 году. Если рассматривать перспективы рынка по типам водонагревателей, то, по мнению специалистов, они следующие: размер рынка накопительных электрических приборов к 2007 г. достигнет 1 млн шт., во многом расширению этого сегмента должно поспособствовать открытие завода MTS около Санкт-Петербурга мощностью 500 тыс. шт. в год; сегмент проточных газовых водонагревателей будет расти более умеренными темпами, часть этого рынка займут завоевывающие популярность комбинированные котлы, особенно после того, как новые СНИПы разрешили тепловые преобразования в квартирах многоэтажных зданий; рынок проточных электрических водонагревателей продолжит расти из-за преобладания дешевых импортных изделий и поставок от новых российских производителей; сегмент накопительных газовых приборов будет расти медленными темпами из-за более высоких цен. На российском рынке представлено более 30 производителей накопительных водонагревателей и более 20 проточных. И если газовые водонагреватели продаются, в основном, российского производства, то среди электрических доминирует импорт. Импортные поставки осуществляются, в основном, из Европы. В России водонагреватели продаются на рынках (обычно проточные газовые и электрические - российские и дешевые импортные, иногда без торговой марки), в магазинах бытовой техники и в специализированных магазинах. В магазинах бытовой техники, обычно, представлена продукция 3-5 производителей, среднего и низкого ценового диапазона, дорогостоящие элитные модели предлагаются редко. Специализированные магазины, наряду с водонагревателями, продают обогреватели, камины, увлажнители, осушители и очистители воздуха, кондиционеры и сплит-системы, теплые полы. Такие продавцы предлагают продукцию от 3 до 10 производителей. Большая часть компаний старается держать в ассортименте все типы водонагревателей. Магазины бытовой или климатической техники, для которых нагреватели - не основной продукт, предлагают, как правило, электрические накопительные и, реже, несколько моделей проточных. К самым "предлагаемым" брендам можно отнести: Ariston (Италия), AEG (Германия), Stiebel Eltron (Германия), Electrolux (Швеция), Thermex (Италия). Рынок водонагревателей обладает сезонностью: большая часть продаж приходится на весну и лето, а осенью и зимой наблюдается небольшое снижение активности покупателей
расчёт внутреннее освещение |