Menu Content/Inhalt

Latest Articles

Most read

Художественные изделия

Художественные изделия имеют немаловажное значение в украшении жилища. Действительно, любой интерьер нам покажется скучным, если в нем будет только необходимая мебель и не будет никаких украшений, дополняющих и оживляющих его. Как неприятен дом или комната, сплошь заставленная различными украшениями, похожая на комиссионный магазин, так, в равной мере, не будет радовать человека сухая аскетичная обстановка, где собраны только необходимые утилитарные предметы. Такая комната обычно имеет официальный, казенный вид. Вещи, окружающая обстановка должны доставлять человеку радость.

Картины и вазы, ковры и драпировки, цветы и керамика, стекло и фарфор- все это может служить дополнением к интерьеру. Причем это не обязательно должны быть уникальные, редкие и дорогие произведения искусства - живописи, скульптуры и т. д. Это могут быть изделия художественной промышленности, народного прикладного искусства. Яркая народная ткань, брошенная на спинку кресла, деревянная игрушка или керамика зачастую вносят в дом больше красоты, чем многие дорогие вещи.

Элементами интерьера могут быть и яблоки в вазе, апельсины на синей тарелке, клубки разноцветной шерсти или яркие лоскутки в рабочей корзинке - надо только уметь и хотеть видеть, с любовью и со вкусом подбирать эти предметы.

Керамика незаменима в украшении интерьера. Народная керамика благодаря простоте форм, яркости и локальности раскраски легко и органично "входит" в современный интерьер, хорошо смотрится на фоне гладкой стены, окрашенной масляной или клеевой краской, очень идет к простым формам современной мебели. А это немаловажное условие для предметов быта: ведь эти вещи должны жить и бытовать не в нейтральной среде, не в витрине магазина или в залах музея, а в окружении других вещей и предметов человеческого обихода, в архитектуре и в интерьере современного человека. Они будут поставлены не на старомодный резной буфет, а на невысокий сервант, на стол или полку новой конструкции, на радиоприемник, телевизор. Около них будет стоять не ампирное золоченое кресло с гнутыми ножками или стол красного дерева с львиными лапами, а простое компактное кресло небольшого размера или гладкий, без всяких украшений, не покрытый скатертью стол.

Такие вещи уместны всюду - в общей комнате и в детской, в столовой и в кабинете. Глиняные кувшины, вазы, блюда можно ставить на сервант и на стол, на холодильник и на книжный шкаф. Круглые вазочки иногда употребляются как пепельницы и ставятся либо на низкий столик, на полочку у дивана, либо у тахты. Хороши также питьевые приборы, кувшины, висячиа настенные вазочки для цветов с плоской задней стенкой, которые вешаются прямо на гвоздик. Красива в доме украинская керамика - всевозможные миски, куманцы с яркой раскраской, сосуды в виде львов, баранов, медведей.

Великолепные вещи вырабатывают керамисты прибалтийских республик - Эстонии, Латвии, Литвы. Они не отличаются яркостью раскраски, сложной орнаментикой, как украинская керамика, зато им присущи лаконизм и простота формы, благородство пропорций. Умелое использование художниками всевозможных матовых и потечных глазурей придает этим работам особое богатство и разнообразие фактуры.

Большим своеобразием отличается дагестанская народная керамика. Эти изделия из терракоты (обожженной глины, не покрытой глазурью) с нанесенным на них белым линейным орнаментом отличаются мягкостью цвета, чистотой линий, четкостью силуэта.

Часто очень изящной бывает майолика Гжельского керамического завода, сохранившая лучшие традиции русской народной керамики. Великолепные вещи выпускает Конаковский фаянсовый завод. Его изделия обладают высокими декоративными качествами. Чашки, блюдца, тарелки конаковского кофейного сервиза, коричневого и оливкового цвета, необычайно эффектно выделяются на светлой или цветной скатерти. Не менее красиво выглядят положенные на эти тарелочки светло-зеленые яблоки, ярко-оранжевые апельсины, желтая и красная хурма, светлые ломтики сыра. Таким образом, темная майоликовая посуда часто не уступает по красоте сверкающему белизной фарфору и дает очень много новых неожиданных эффектов.

Удивительно самобытны и радостны вятские народные игрушки из обожженной глины. Наивные, выполненные с большим юмором фигурки людей, животных, птиц своей яркой раскраской, своеобразием формы, декоративностью часто превосходят более совершенные и "настоящие" произведения искусства.

Очень распространены в украшении жилища изделия из фарфора (мелкая скульптура, декоративные вазы, посуда). Фарфор - хрупкий материал с полупрозрачным черепком. Он отличается белизной и ярким острым блеском. Изделия из фарфора обычно тогда и хороши, когда в них выявлены эти его свойства, когда же поверхность изделия сплошь покрывается росписью, позолотой, скрывающей эти качества, фарфор от этого только проигрывает.

Кроме того, в фарфоре, как и в хрустале, сохранилась еще дурная традиция подражания, пусть даже хорошим для своего времени, но уже устаревшим образцам. Продающиеся у нас современные дорогие фарфоровые сервизы часто отличаются дурным вкусом именно потому, что их форма, рокайльные завитки, изображения маркизов и пастушек повторяют, имитируют фарфоровую посуду XVIII века. Это часто делает фарфор неорганичным в современном интерьере, поэтому требуется большая осторожность в выборе и приобретении его. А вот недорогие фаянсовые сервизы очень хороши и прекрасно смотрятся в современном интерьере, так как отличаются простотой, лаконизмом формы, декоративностью.

Стекло надо ставить на просвет, чтобы заставить его играть и искриться на солнце, выявить его прозрачность, глубокие переливы цвета, то сияние, тот как бы заключенный внутри свет, который составляет главную прелесть стекла и который придает такую нарядность и праздничность интерьеру. Можно использовать и фактурный контраст, как это сделали чешские художники, показав стекло на фоне древесной коры,- ее шелковистая поверхность еще более подчеркнула яркий блеск и прозрачность стекла. Точно так же "играет" стекло, поставленное на матовую, чуть пористую поверхность деревянного стола или полки.

Однако при всех высоких декоративных качествах стекла не следует слишком им увлекаться, надо соблюдать чувство меры и такт. Дело в том, что, собранное в больших количествах и "наставленное" в комнате, оно совершенно утрачивает свою прелесть, утомляет глаз и придает комнате какой-то дешевый вид (даже если оно хорошее). Если керамики можно поставить много, она почти никогда не испортит интерьера, то стекло надо ограничить двумя-тремя вещами, не более.

Очень декоративны деревянные миски, ковши и предметы, покрытые так называемой хохломской росписью. Они отличаются яркими красочными сочетаниями, сложными растительными узорами, сплошь покрывающими красный, зеленый или золотой фон изделия. Хорошо сочетаются с современным интерьером простые деревянные вещи, загорские расписные игрушки, шкатулки из натурального некрашеного дерева. Натуральное дерево - в мебели, шкатулках, рамах для картин- никогда не надоедает; оно всегда "сродни" человеку, приятно ему. Когда дерево не покрыто краской, лаком, оно всегда "теплого" цвета, оно теплее, чем "холодный" камень, например, мрамор или металл. Поэтому всегда надо стараться выявлять его фактуру, цвет, текстуру различных пород дерева и не покрывать его вышитыми дорожками и салфетками.

Менее органичны в современном интерьере изделия художников Палеха и Мстеры. Так как современный интерьер благодаря своей строгости и простоте требует более броского, крупного, локального пятна, то мелкая, тщательно выписанная миниатюра на палехской шкатулке, которая предполагает близкое и внимательное ее рассмотрение, теряется в этом интерьере. Палехские шкатулки в современном интерьере просто пропадают, "не работают" в нем.

Великолепные традиции имеют камнерезные уральские промысла. Легкость обработки мягкого уральского камня (ангидрита, селенита и др.), богатство оттенков цвета (от прозрачного нежно-золотистого до плотного молочно-белого) представляют большие возможности для создания красивых и разнообразных изделий. К сожалению, продающиеся в магазинах всевозможные коробочки, фигурки животных, ночные лампы в виде совы или занесенной снегом избушки не всегда отличаются высоким художественным качеством. Однообразная тематика, устарелость образцов, примитивная форма, грубая раскраска масляной краской делают их часто малопригодными для украшения жилища. На выставках мы видим совсем другие изделия - простые, изящные, в которых выявлена красота самого материала. Они могут служить прекрасным украшением современного дома, Но пока еще мы редко встречаем эти вещи на прилавках магазинов.

Не украшают, а портят комнату "гобелены" и круглые пестрые шелковые диванные подушки, которые в последнее время получили большое распространение. Насколько лучше смотрятся одноцветные яркие подушки (суконные, из рогожки), дающие четкое локальное пятно, которое так характерно для современного интерьера.

Пластмассовые коробки ядовитых цветов (зеленые, оранжевые), украшенные грубым орнаментом или "росписью" масляной краской, вазы, блюда и розетки мещанской "красивости" тоже не могут служить украшением интерьера. Видимо, нельзя новыми материалами имитировать старые, повторять их форму и декор (например, прозрачная пластмасса, обработанная гранением под стекло или хрусталь) - это противоречит всем законам красоты, является наибольшим прегрешением против хорошего вкуса.

Видимо, нужно найти какие-то новые формы для изделий из пластмассы, учитывающие свойства этого материала, как это сделали чешские мастера со стеклом. И уж вовсе не годятся тут никакая резьба, гравировка, отделка под "алмазную грань", гофрированные фестоны и другие приемы, механически перенесенные с хрусталя или стекла в пластмассу - материал, обладающий совершенно иными свойствами (легкостью, мягкостью, относительной эластичностью) и требующий иных приемов обработки, иного художественного языка, чем стекло или хрусталь.

В последнее время все больше и больше придается значения не только росписи, цвету, но и фактуре предмета, выявлению материала, из которого он сделан. В предметах прикладного искусства нас пленяют не только форма, цвет, орнамент, а и разнообразная фактура- гладкая или шероховатая, матовая или блестящая поверхность глины, пористость дерева, плетение нитей в тканях, игра света и тени на этой поверхности. Все меньшее значение имеют теперь внешние украшения, все большее - благородство и чистота пропорций, красота и лаконизм формы, строгость декора.

Как комната, так и отдельный предмет, перегруженный украшениями, выглядят нелепыми и безвкусными. Нельзя не вспомнить, что до недавнего времени в прикладном искусстве, как и в архитектуре, была ярко выражена тенденция к украшательству, пагубно отразившаяся на изготовляемых предметах, пышных и безвкусных. До сих пор поражают своей аляповатостью настенные золоченые бра, многоярусные люстры, вазы и чашки, щедро украшенные завитками и позолотой. Нужно всячески избегать их в доме, так как такие вещи не создают, а разрушают красоту.

Симметрично размещать керамику, скульптуру и прочие декоративные предметы не обязательно. Асимметричная расстановка имеет свои преимущества: она вносит разнообразие, свободу в композицию. Поэтому надо использовать и то и другое; только при несимметричной расстановке надо стараться соблюдать принцип равновесия, то есть уравновешивать один предмет или группу предметов другим. Например, не следует вешать все картины на одну стену, а другую оставлять свободной. Или: можно поставить на полочку, сервант один большой предмет, а с другой стороны группу маленьких. Плоская низкая керамическая тарелка и высокий кувшин вместе составляют прекрасную композицию, так как, несмотря на несходство формы, они отлично дополняют (уравновешивают) друг друга.

Мелкие предметы можно ставить группами. Например, вятские игрушки, поставленные кольцом или в ряд, образуют очень яркое цветовое пятно, которое может стать центральным и единственным украшением комнаты.

Иногда в комнату, где нет броских вещей, помещают один резко отличный от других предмет (например, красное кресло, яркий ковер, одну старинную вещь - зеркало или вазу, конечно, если эта вещь имеет какую-то художественную ценность),- тогда все другие предметы как бы обрамляют его. Такой прием дает тоже большой декоративный эффект.

Новости светотехники