Человек и цветаЦвет играет огромную роль в жизни человека. Обычно человек, занятый работой, повседневными делами, не задумывается над этим. Но каждый безотчетно стремится к чистому, звонкому цвету. Причем это стремление так же естественно, как стремление к радости, к солнцу, к красоте. Поэтому почти все люди радуются светлому, солнечному дню, когда все краски становятся ярче, сияют и переливаются на солнце.Воздействие цвета на человека, особенности восприятия цвета разными людьми легли в основу науки, которая называется психологией цвета. Изучая воздействие цвета на человека, ученые установили, что не все люди одинаково реагируют на разные цвета: одни любят красный или голубой, другие не выносят эти цвета, предпочитая зеленый или желтый. Насколько восприятие цвета человеком связано с природой, местностью, окружением, в котором он живет, видно хотя бы из того, что народы, живущие на юге, в солнечных районах, любят многоцветные и яркие одежды, насыщенные, интенсивные тона, как бы впитавшие в себя горячее, знойное солнце юга, а народы севера, где меньше солнца и краски скупее, предпочитают более скромные и темные тона. Точно так же архитектура южных городов или, например, Средней Азии, отличается широким и смелым использованием ярких цветов в декоре и облицовке зданий. Связь определенных цветов с чувствами и восприятием человека можно проследить во всей нашей повседневной жизни. Например, красный цвет употребляется для пожарных машин, для светофоров, сигналов "Стоп!", "Берегись автомобиля!", для всех знаков, предупреждающих об опасности, так как он ассоциируется с огнем, с тревогой. Какое огромное аначение имеет цвет в оформлении городов, видно из самых простых примеров. До недавнего времени в Москве и ряде других городов мало внимания обращали на окраску домов. Она была скучной, однообразной. Теперь все чаще начали красить дома в яркие, смелые цвета. От этого города стали выглядеть наряднее, красочнее, веселее. Или, казалось бы, какое отношение имеет цвет к движению? Оказывается, имеет: цвет по-иному воспринимается в движущихся предметах. Возьмем, например, троллейбус. Мы почти всегда видим его в движении. Когда в окраске троллейбусов стали применять яркие цвета (красные, зеленые, голубые), смелые их сочетания, резкие, свободные диагональные линии, намного выиграл и вид троллейбуса и облик города. Огромная сила воздействия цвета особенно сильно ощущается в живописи, где цвет является важнейшим компонентом картины, средством передачи всего строя мыслей и чувств художника, языком, которым художник говорит со зрителем. Цвет не трудно заставить "работать" на человека. Правильно используя сочетание цветов, можно сделать очень красивым свое жилище. Вместе с тем случайно подобранные, непродуманные цвета нарушают гармонию, цельность, красоту. Они дают или пеструю, крикливую мешанину цвета, или серую, убогую гамму, которая вызывает ощущение уныния, тоски. Человеческое жилище имеет свою поэзию и красоту, и цвет - один из важнейших компонентов, из которых складывается это понятие красоты. Темная комната может стать намного светлее при правильном подборе цветов. Например, желтый цвет наиболее отвечает этой цели, так как он создает впечатление освещенности комнаты солнечным светом. Краска с глянцевой поверхностью дает тот же эффект, так как она лучше отражает свет. Цвет всегда должен учитываться как один из важнейших факторов создания соответствующей обстановки для жизни и быта людей. Давно известно, что красиво сервированный стол вызывает аппетит. Изящная сервировка стола, красивая уютная обстановка создают хорошее настроение, повышают жизненный тонус. Поэтому надо стараться, чтобы дома по мере сил и возможностей обстановка, сервировка стола, подбор цветов предметов, окружающих человека, красили его жизнь. Некоторые думают, что нужны специальные знания для овладения цветом и умелого использования его. На самом деле это не так. Часть людей от рождения обладает художественным чутьем и чувством цвета, другие могут приобрести его. Каждому доступно понимание цвета и его применение. Наука о цвете - сложная и трудная наука, но основные законы и принципы цветосочетания постигаются довольно легко. Есть определенные представления об использовании цвета, сложившиеся на основании опыта, традиций многих поколений, например, что театр хорошо декорировать в густых красных и золотых тонах, что темно-зеленые тона обычно приняты для деловых заседаний, для отделки письменных и биллиардных столов; для групповых комнат и спален детских садов преимущественно выбирают светлые тона; мягкие - розовые, золотистые - тона более подходят для спальни. Красный цвет всегда воспринимался как самый радостный, активный, самый праздничный, нарядный. Однако злоупотреблять красным цветом в убранстве дома не следует - им надо пользоваться очень осторожно, вводя его в небольших количествах: кресло, диванная подушка, ваза, несколько ярких цветков - обычно этих цветовых ударов бывает достаточно, чтобы оживить и украсить комнату. Очень важно учитывать роль каждого цветового пятна в комнате. Например, положенный на пол ковер может объединить композицией и цветом какую-либо группу мебели (столик и кресла, диван и столик), помочь создать уютный уголок. Такая, казалось бы, небольшая деталь, как яркий столик, тоже помогает разнообразить обстановку. Так как стекло в нем легко заменяется, то можно придумать несколько вариантов: зимой сделать красный столик, а летом, заменив это стекло,- зеленый или желтый. Конечно, такую замену можно производить, учитывая цветовое решение всего интерьера, то есть, если меняются, например, занавески, подушки и вообще летнее убранство комнаты и если эти ткани будут зелеными или желтыми, либо в их орнаменте или полосах будет участвовать зеленый или желтый цвет. Хотя яркие цвета и предметы веселят нас и радуют глаз, но если эта яркость переходит в пестроту, если в комнате не одно-два ярких пятна, а вся она наполнена яркими вещами, которые спорят друг с другом, то начисто разрушаются всякий уют и красота. Желательно ограничить количество цветов в комнате до трех-четырех, чтобы не было пестроты, например, желтый, голубовато-синий, сиреневатый; беж или мягкий серый с яркими красными или синими вкраплениями (драпировка, обивка, подушка). Если мебель обита материей мягкого серого цвета, то занавески яркого звонкого цвета очень оживляют комнату. Точно так же к мебели и стенам спокойных тонов идет яркая полосатая обивка и занавески. Цвет может влиять и на ощущение пространства. Холодные краски - голубая, светло-зеленая - создают ощущение большего пространства, чем красная и коричневая. Они как бы "раздвигают" стены и делают комнату свободнее, а комната, окрашенная в коричневый, терракотовый цвета, как бы уменьшается, но зато часто кажется уютнее. Используя это свойство цвета, например, в длинной комнате, мы можем окрасить боковые стены в более темные цвета (терракота, светло-коричневый), а обе торцовые - в светлые (кремовый, беж). Благодаря тому что светлая поверхность зрительно кажется больше и как бы приближается к нам, комната будет казаться короче, "квадратнее". Точно так же можно изменить впечатление о высоте помещения. Так, например, комнаты с очень высокими потолками можно окрашивать не до самого верха, а верхнюю (небольшую) часть стены и потолок выкрасить в один цвет, причем это не обязательно должен быть белый цвет - он может быть кремовым, желтым, голубым и т. д. В низких и средней высоты помещениях панели и всяческое горизонтальное членение стен не рекомендуется. Всем известно также, что комнаты, выходящие на север, лучше окрашивать в светлые и теплые тона, а солнечную комнату можно окрасить в более темные и холодные. Но так поступают не всегда. Веселые, живые люди обычно любят яркие, светлые краски, люди, склонные к сосредоточенности и размышлениям, предпочитают более темные, густые, спокойные тона (например, коричневый, синий, терракота и т. д.) Поэтому, отделывая комнату, надо учитывать характер и вкусы живущих в ней людей, а не механически окрашивать все комнаты, выходящие на север, в светлые, а солнечные - в темные тона. Впечатления большей освещенности комнаты можно добиться также благодаря правильному подбору цвета предметов. Контраст нескольких светлых и темных предметов, например розового и черного, черного и белого, поставленных рядом (белая фарфоровая ваза - черная пепельница, синяя ваза - белая скульптура и т. д.), создаст впечатление интенсивной освещенности, что особенно важно для недостаточно,светлых комнат. Совершенно различным должен быть подход к декорировке общественных зданий и жилого дома. Требования, предъявляемые к интерьеру общественному и интерьеру жилого дома, совершенно различны. Первый должен быть официален, строг, если это зал заседаний; импозантен, наряден, отделан дорогими материалами, если это театр, ресторан, фойе кинотеатра и т. д. Интерьер общественного здания не должен отражать ничьи личные вкусы или склонности. Интерьер жилого дома может быть много скромнее, проще и должен отражать вкусы живущих в нем людей. Эти различия сказываются и в масштабах, и в характере отделки, и в подборе цветов, и в различии материалов, использованных для оформления. Сейчас стараются избегать применения ярких тонов во внутренней отделке помещения, таких, как красный, оранжевый, синий (их вводят в небольшом количестве), и предпочитают более спокойные тона. Ведь чем ярче и богаче краски, тем больше они утомляют глаз; для отдыха глазу необходимы более нейтральные, более мягкие цвета. Кроме того, следует учесть, что в наш век, век быстрого транспорта, огромных скоростей, интенсивности уличного движения, мелькания света и световых реклам, афиш (особенно в больших городах), глаз быстрее утомляется и дома ищет отдыха в спокойной обстановке, ищет неброских, ненавязчивых цветов. Очень хорошо декорировать интерьер по принципу монохромности, то есть используя разные оттенки одного и того же цвета. Это создает большую мягкость, однородность, некоторую "приглушенность" интерьера. Приятно выглядят и комнаты, стены которых окрашены в неопределенные, мягкие тона - жемчужно-серые, сиреневатые, голубовато-серые и т. п. Кроме того, деревянные части мебели имеют обычно теплый оттенок, поэтому такие стены оказываются наиболее "безопасным" фоном для любой мебели и позволяют использовать более яркие цвета в тканях, керамике и других элементах декора. Можно применять в интерьере квартир и принцип контраста в подборе цветов, однако с большой осторожностью, при соблюдении чувства меры. Пол - немаловажный элемент интерьера. Паркетный пол имеет свои преимущества, обладая приятными свойствами натурального дерева. Нарядней и красивей белый, свеже отстроганный ("циклеванный") паркет, натертый только воском или покрытый специальным белым лаком, который легко моется и с которого легко удаляется грязь. Можно также покрывать пол различными пластиками и линолеумом, но, к сожалению, он пока еще редко бывает красивым. Сочетание цветов может быть самым разнообразным. Однако очень многое в их сочетании зависит от места, где эти цвета употребляются. В природе зеленое и голубое сочетается самым естественным образом. Кажется, нет ничего красивее зеленых лесов и голубого неба, а это же сочетание голубого с зеленым, перенесенное в одежду, в убранство дома, часто оказывается некрасивым, неприятным. Красная роза на зеленом стебле может вызвать восхищение и восторг, а те же цвета в платье, в убранстве небольшой комнаты могут показаться резкими и крикливыми. Народные ковры часто дают нам великолепные образцы сочетания множества самых ярких цветов; эти же цвета в одежде могут производить впечатление пестроты и безвкусицы. Нужно очень нимательно и обдуманно подходить к подбору цветов, учитывая место, где будет применяться тот или иной цвет. Конечно, нельзя давать готовые рецепты на все случаи жизни, для всех людей и для каждой обстановки. Таких рецептов нет. Однако какие-то общие принципы и приемы существуют, и их необходимо учитывать. При правильном и умелом использовании цвета можно добиться многого в создании красоты своего жилища.
Новости светотехники |