Уют в домеЧувство уюта в доме знакомо человеку с детства, потому что каждая мать стремится создать своему ребенку уютный уголок и в каждой семье детскую кроватку стараются поставить в самое уютное место в комнате. Это чувство сопровождает человека всю жизнь, и всякий человек сознательно или бессознательно стремится к уюту. Только не все знают, что нужно, чтобы сделать уютным свое жилище, что такое уют в доме и как его создать.Любая комната рассказывает о характере и вкусах живущих в ней людей, об их склонностях, привычках, образе жизни. Все мы знаем, как часто уже сложившееся впечатление о человеке резко меняется, когда побываешь у него дома. В одной комнате возникает представление о радушных, гостеприимных хозяевах, о чистоте и любви к порядку, в другой - об угрюмом, неприветливом или неряшливом человеке. Поэтому каждый из нас должен задуматься: как выглядит его жилище? Уютен или неуютен его дом? Представление об уюте в доме прежде всего связывается с чистотой и порядком. Но одной чистоты еще мало. Безвкусные ненужные украшения, перенасыщенность квартиры всевозможными вазочками, салфетками, вышитыми подушками, пепельницами, картинками часто не создают, а разрушают уют, вызывая ощущение тесноты и захламленности. Даже прекрасная статуя, ваза или цветок в изящной вазочке будут незаметны и потонут в этом хаосе. Тот же цветок на гладкой поверхности полированного стола или на фоне нейтральной стены радует и притягивает взор. Керамическая расписная ваза, кувшин или куманец теряются среди множества фигурок или вороха салфеточек. Один такой кувшин на полочке или на столе создает великолепное цветовое пятно и доставляет наслаждение своей красотой, так как в этом случае отчетливо выявляются его форма, цвет и орнамент. Вещи должны помогать, а не мешать человеку жить. Некоторые квартиры больше напоминают магазины фарфора и посуды, склады мебели, чем удобное, простое человеческое жилище. Такие квартиры давно ждут самой суровой ревизии, особенно если это небольшие квартиры. Много места обычно занимают поношенные вещи или предметы, с которыми в силу привычки трудно расстаться. Их количество, как правило, растет с ужасающей быстротой. Если они не годятся для переделки, для использования младшими членами семьи, то надо от них избавляться любым способом, так как эти вещи становятся прибежищем для моли и пыли, занимают нужное место, вытесняют человека, отнимают у него кубометры воздуха, мешают ему дышать и жить. А что делать с вещами, которые нужны не всегда, например, с шубами, коньками, лыжными костюмами или летними плащами и зонтами? Очень удобен для хранения таких вещей ящик в тахте или диване, либо специальный ящик, который одновременно может служить и для сиденья и обычно ставится в передней. На него хорошо положить какую-нибудь яркую полосатую или кустарную ткань с народным узором. Убранство многих квартир часто еще соответствует старым мещанским представлениям об уюте. Комната, уставленная горками с хрусталем, дорогими сервизами на серванте, фарфоровыми вазами, зеркалами, нисколько не лучше, хотя и, как говорится, "богаче". Она выражает такие же мещанские вкусы ее хозяев, обладающих лишь большим достатком. Чтоб сделать комнату уютнее, иногда достаточно убрать лишние вещи - кучу безделушек на этажерке, морские раковины и коробочки из ракушек, хрустальные вазы всевозможных образцов, выставленные на серванте, сплошь закрывающие стены ковры и картины,- и комната сразу становится как-то просторнее, чище, светлее. Добиться уюта в доме невозможно и без продуманного его освещения. Падающий сверху яркий свет неприятен для глаз и дает резкие угловатые тени. Гораздо приятнее и спокойнее для глаза мягкий нерезкий, рассеянный свет. Он достигается с помощью абажуров, торшеров и специальных плафонов из полупрозрачных матовых материалов (молочно-белое стекло, специально обработанные пластики, невозгорающаяся пленка и т. д.). Сейчас стараются избегать общего света (ярких, нарядных, сверкающих люстр с хрустальными подвесками) и все чаще обращаются к отраженному от потолка свету (плафоны; бывают плафоны, прямо вмонтированные в потолок) или к "местному" свету, который особенно удобен при делении комнаты на изолированные уголки, так как он освещает только нужную часть комнаты, оставляя затененным или освещенным мягким рассеянным светом все остальное пространство. В однокомнатной квартире или одной комнате, где обычно спят, едят, работают, желательно поместить несколько осветительных приборов , приспособленных для различных целей. Для работы удобна подвижная лампа на специальном кронштейне, прикрепленном к стене,- такая лампа экономит место и очень красива. К дивану или к месту для отдыха более подходит переносный торшер или настенное бра и т. д. Для устройства настольных ламп можно отлично использовать керамические вазы. В этом случае имеется то преимущество, что вазу и абажур можно выбрать по вкусу, в то время как готовые лампы, имеющиеся в продаже, и стандартны, и дороги, и редко бывают красивы. Конструктивно такая лампа решается совершенно просто. В отверстии вазы закрепляется электрический патрон, а на лампочку надевается абажур, разрисованный в зависимости от вкуса хозяев и от цветов, наличествующих в комнате. Очень важное условие оборудования квартиры - современность предметов обихода, которыми пользуется человек. Ведь предметы быта всегда связаны с характером, жизнью людей и той исторической обстановкой, в которой протекает эта жизнь. Следовательно, они должны меняться в той мере, в какой меняется эта обстановка и этот быт. Однако в большинстве квартир современного городского дома прежде всего поражает соседство самых разных по времени - от самых старинных до самых новейших - совершенно неподходящих друг к другу вещей. Например, очень часто квадратный никелированный будильник стоит рядом с фарфоровым подсвечником, термос - со старинной сахарницей; огромный старомодный буфет с карнизом уживается с гладкой обтекаемой современной немецкой люстрой, или пишущая машинка, низкие книжные шкафы ставятся рядом со старинным письменным столом, украшенным резьбой. Даже прекрасные для своей эпохи вещи, например кредло стиля "ампир", фарфоровые вазы и гобелены XVIII века, вырванные из естественной для них среды и перенесенные в современную обстановку, кажутся некрасивыми, нелепыми, какими-то музейными среди простой современной мебели. Это происходит потому, что они вырваны из ансамбля, для которого создавались и с которым составляли единое целое, и помещены в чуждую им среду, совсем другого характера и другой эпохи. Часто эти вещи, даже если они превосходного качества, уступают вещам среднего художественного уровня, но более близким по характеру, более родственным друг другу. Чтобы мебель и другие предметы в интерьере могли гармонировать друг с другом, они должны иметь либо какие-то общие стилевые черты, либо хотя бы простоту и непритязательность формы. "Стилевые черты" не надо понимать как какое-то строгое искусствоведческое определение стиля. Это может быть сходность формы, цвета, одинаковый декор. Кроме того, огромное значение имеет величина предметов. Предметы современного быта должны быть функциональны, легки, невелики по размерам и иметь хорошие пропорции. Кроме того, они должны быть удобны в пользовании и соразмерны человеку. Очень важное условие уюта - любовь человека к своему дому, постоянное ощущение присутствия человека. Может ли быть уютной витрина мебельного магазина даже с расставленной, как в комнате, мебелью? Или пустая нежилая комната? Конечно, нет. Значит, в понятие уюта входит и ощущение обжитого помещения. Бывает так: и низкий журнальный столик имеется в комнате, и около него глубокие кресла, и угловой диван, и лампа с неярким абажуром на круглом столе. Но если за этим столиком никто не читает; в креслах никто не сидит, если все это показное, как говорится, "для парада", если этот уголок лишен естественности - самого ценного качества не только в поведении человека, но и в обстановке его дома,- то это уже уют искусственный, ненастоящий, лишенный жизни и человеческого тепла. Не обязательно человек должен постоянно находиться в комнате, но впечатление, что человек только что вышел и сейчас верится (книга на столе или брошенная детская игрушка, начатое вышивание), что человек живет в этой комнате,- обязательно. Конечно, здесь имеется в виду не беспорядок, а отсутствие педантизма, свобода, непосредственность в расположении деталей (книга, лампа, пепельница) при общей прибранности и порядке в расстановке вещей. Надо сказать, что не бывает уюта "вообще", безликого уюта. Доказательством тому служит казенный, скучный уют гостиничных номеров. Уют не может быть всюду одинаковым. Уютная комната в общежитии должна и будет отличаться от уютной обжитой комнаты многочисленной семьи, ее уют в свою очередь не похож на уют какого-либо кафе или ресторана. Свои особенности и свою прелесть имеет и уют сельского дома. В отличие от городского сельский дом неотделим от окружающей природы, от палисадника, сада, огорода. Из окон всегда видно небо, кусты и деревья. Заботясь об уюте в деревенском доме, не нужно стремиться подражать уюту городскому. Вовсе не обязательно оклеивать стены обоями или штукатурить, их желтое, чистое дерево бревенчатой стены очень приятно на вид, придает комнате особую теплоту и уют, кроме того, более подходит ко всему характеру деревенского дома. Не надо стремиться обставлять эту комнату городской мебелью, которая в условиях сельского дома выглядит тяжелой, громоздкой и дорогой; лучше, если в деревенском доме мебель будет более легкой, светлой. Простая деревянная некрашеная мебель, домотканные яркие полосатые дорожки на полу будут казаться в деревенском доме красивыми и уместными. Не надо темных, тяжелых занавесок и скатертей. Легкие белые или яркие ситцевые занавески лучше подойдут к деревенскому дому, так как в нем больше воздуха и света. Именно это обилие воздуха и света, близость к природе, тишина и ощущение простора вокруг придают особую прелесть сельскому дому. Не менее важное условие уюта - это гармония и согласованность предметов между собой. Некоторые думают, что если, например, ваза, люстра или картина красива сама по себе, то она будет красива в любой обстановке, подойдет к любой комнате. В огромном большинстве случаев это оказывается не так, и люди, купившие эту вазу или получившие ее в подарок, испытывают жестокое разочарование. Вещь, которая в магазине казалась привлекательной и красивой, внесенная в комнату вдруг становится скучной и неинтересной. Чаще всего это происходит потому, что она "не увязана" с обстановкой, не подходит к тем предметам, среди которых должна находиться. Поэтому, покупая что-либо для комнаты, будь то мебель или самый мелкий хозяйственный предмет - вазочка для цветов, сахарница или поднос, нужно обязательно задать себе вопрос: а где я это поставлю или положу, как это будет выглядеть в соседстве с другими вещами и именно в моей комнате, а не здесь, в витрине магазина, где подобраны вещи более или менее однородные и нейтральные друг другу? Надо стараться всегда выбирать простые, без всяких претензий вещи. Простой, не перегруженный украшениями предмет всегда легко входит в ансамбль, ко всему подходит и хорошо сочетается со всеми остальными вещами в комнате. Многие в оправдание своей небрежности, безразличия или дурного вкуса готовы все свои неудачи свалить на магазины: в них, мол, нет красивых вещей. На самом деле это не так. Конечно, не все, что продается в наших магазинах, одинаково красиво. Однако из того, что есть, всегда можно подобрать красивую обстановку. Надо только внимательно относиться к выбору предметов быта, постоянно развивать и совершенствовать свой вкус, приучать глаз к "остроте" зрения. Ведь в мире изготовляется и продается огромное количество самых различных вещей - красивых и некрасивых, дорогих и дешевых, изящных и безвкусных. Научиться безошибочно отбирать из них лучшие, отличать хорошее от плохого, разбираться в этом пестром хаосе вещей и вещиц, найти среди этой массы самое нужное, красивое и недорогое - то "жемчужное зерно", которое украсит вашу комнату и подойдет именно к вашей обстановке,- задача, сама по себе нелегкая, но зато благодарная. Развив свой глаз и вкус настолько, чтобы сразу уметь определить эстетическую ценность вещи (причем именно эстетическую, а не материальную - они не всегда совпадают, и даже часто бывает наоборот - дорогая вещь оказывается аляповатой безвкусной, а дешевая - простой и изящной), определить ее соответствие вашему интерьеру,- и вы уже сдлали полдела, преодолели трудности, возникающие при подборе вещей; вы почти "решили" интерьер, потому что расстановка и размещение предметов обстановки - задача куда более легкая. Создавать интерьер из простых, изящных, подходящих друг другу вещей - уже не работа, а удовольствие, занятие, доставляющее эстетическое наслаждение. Эти перестановки, кроме видимых, реальных результатов (экономия места, большие удобства), вносят в жизнь каждой семьи много оживления, веселья и радости.
Новости светотехники |