Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Интерьеры arrow Мебель arrow Мебель-трансформер

Latest Articles

Most read

Мебель-трансформер

altЗавершился XX век, успевший получить свое историческое определение как индустриальная эпоха, и естественным образом уже возникло наименование следующей эпохи как постиндустриальной, информационной. В рационалистическом XХ веке выдвинулись на первый план идеи функциональности мебели и ее массового тиражирования. Но как уравновешивающая противоположность проявилась и с конца XX века усилилась тенденция спроса на эксклюзивную мебель, на индивидуальный дизайн-продукт. Именно этой тенденцией отмечено начало постиндустриальной эпохи. Тяга к индивидуализации жилой среды касается не только внешней стороны, т.е. чисто эстетических и образных характеристик интерьера, но вызвана глубинной потребностью в индивидуальном комфорте и потому становится причиной особой привлекательности "исчезающей" и регулируемой мебели.

История трансформируемой мебели насчитывает десятки столетий, и на протяжении веков менялись целевые установки и приоритеты в ее разработке, включая не только рациональные резоны, но и такие, на первый взгляд избыточные, иррациональные доводы, как занимательность функциональных преобразований мебели или повышение ее значимости в качестве дорогого престижного предмета, дарующего особый комфорт. С XIX века задача разработки трансформируемой мебели становится весьма актуальной проблемой. В прогностических разработках XX века трансформируемой мебели отводилась главенствующая роль, а грядущий XXI век открывает не мыслимые прежде потребности и возможности дизайн-разработки и производства трансформируемой мебели. Но почти всегда, начиная с XIX века, среди целей разработки трансформируемой мебели просматривается идея разумного использования жилого пространства.

Любопытно проследить, как в рамках традиционной бытовой культуры XIX века решались проблемы обеспечения бытовым комфортом. Размещение, например, штата прислуги в отдельном особняке не представляло затруднений, но был весьма ограничен круг лиц, располагавший возможностью иметь особый комфорт и жить в отдельном особняке. Когда в XIX веке намечается тенденция к демократизации быта и основным, широко распространенным типом городского жилища становится наемная квартира в доходном доме, проблема комфорта нередко решается с помощью трансформируемой мебели. Вместо гостевых комнат, которые имелись в особняках, предусматриваются в гостиных наемных квартир резервные спальные места в виде диванов, трансформируемых в кровать. На рубеже XIX и XX веков, оформленные в модном тогда стиле модерн, такие диваны могли иметь надстройки в виде полок и боковых тумбочек, позволяющих обеспечить полный комфорт, по понятиям того времени. Но особенно дотошно проблема комфорта разрабатывалась в трансформируемых кроватях в виде шкафа, где можно было предусмотреть устройства для хранения не только постельных принадлежностей, но и умывального прибора и всех предметов для совершения утреннего туалета.

Резервное спальное место для прислуги предлагалось в виде кухонного стола-кровати, имевшего вид тумбы, куда кровать убиралась в три сложения. Реклама этого мебельного предмета подчеркивает легкость трансформации с помощью подпружиненного механизма, давая понять, что с нею может справиться и ребенок, что и демонстрируется на прилагаемой иллюстрации в каталоге изделий немецкой фабрики патентованной мебели.

В период "патентного бума" XIX века предпринимались любопытные попытки создания своеобразной мебели, обеспечивающей комфорт, которую можно было бы назвать мебель-несессер и которую, вероятно, можно считать прототипом и началом распространения в наши дни того направления мебельного дизайна, которое носит условное название "мебель-контейнер" и предполагает создание компактно "упакованных" устройств, выполняющих функции различной мебели после несложных преобразований. К числу таких изобретений относится запатентованный в США в 1864 г. комбинированный походный (или "бивачный") сундук-шезлонг. В тексте заявки говорилось: "Это изобретение предназначено для офицеров и солдат. Цель проекта — соединить в компактное, легко транспортируемое целое самые необходимые предметы походной жизни. На рисунке фиг. 2 показывает его раскрытым для использования. Объем А имеет ящик для бумаг и белья. Ящик под ним занят посудой для приготовления и принятия пищи и маленькой армейской плиткой. Сверху расположена трансформируемая структура, которая может использоваться как стул, или шезлонг, или кровать. Могут быть установлены также плоскости в качестве столиков для еды или для письма. Все вместе в собранном виде занимает площадь размером 2 фута на 2 фута 4 дюйма (т.е. 60,96x71,12 см). Рисунок и описание этого предмета приведены известным теоретиком дизайна Зигфридом Гидионом в монографии, посвященной развитию и роли механизации в современной культуре.

Трудно сказать, какое практическое применение имело это изобретение в свое время, но оно занимает достойное место в ряду проектных и практических разработок трансформируемой и комбинированной мебели. Более чем столетие спустя идея нашла отражение в дизайн-разработке, условно названной "Сиденье скульптора" и предложенной Эдуардо Луиджи Паолоцци лондонской фирме Арам-Дизайнс в 1986 г.

От тех же изобретательских заявок XIX века прослеживается генеральная линия прогностических разработок, получившая в 60-е г. XX века условное наименование "мебель-контейнер". Это одно из направлений концептуального дизайна мебели, ориентированного на трансформацию образа жизни в меняющихся условиях среды. И поначалу даже не претендующего на внедрение экспериментальных предложений в массовое производство мебели, хотя совершенно очевидно, что постепенно многие из них обретают актуальность.

Предвидение востребованности динамичной мебели-трансформера присуще большинству выдающихся архитекторов и дизайнеров в области проектирования мебели и жилой среды в целом. Увлечение созданием многофункциональных мебельных агрегатов особенно характерно для творческих поисков функционалистов 20-х гг. XX века. Среди выдающихся деятелей архитектурного авангарда того периода Эйлин Грей выделяется как своего рода прогнозист-футуролог, ибо именно она открыла несколько перспективных направлений в новом формообразовании мебели, хотя в ту пору еще не были разработаны соответствующие технологии для промышленного производства таких мебельных предметов. Поэтому, имея вид промышленных образцов мебели индустриальной эпохи, они представляли собой эксклюзивные вещи, сделанные вручную. Среди них — многофункциональные агрегаты и трансформируемая мебель. Целый ряд предметов мелкой мебели, ориентированный на особый комфорт, стал тиражироваться в наше время как дорогие престижные вещи, не только не утратившие актуальности, но и сейчас воспринимаемые как авангардный дизайн-продукт. Это журнальные столики переменной высоты, легко перемещаемые столики из стекла и металла, с подвижным устройством функциональных деталей, настенное зеркало со скрытым объемом для туалетных принадлежностей и другие вещи в том же духе стремления к рафинированной чистоте, порядку и комфорту жилого интерьера. Все эти предметы были в свое время изготовлены в единственных экземплярах и предназначались для собственной виллы Эйлин Грей, построенной по ее проекту, похожей на белый пароход и носящей экстравагантное имя "Е 1027", в котором зашифрованы обстоятельства ее личной жизни. Для этой же виллы был изготовлен по проекту владелицы трансформируемый шезлонг, ее версия "машины для сидения и отдыха". Более широко известен шезлонг-качалка Ле Корбюзье, созданный в тот же период (1929 г.) и отражающий ту же концепцию, но более авангардный по форме и материалу и успешно тиражируемый в конце XX века. Для изменения позы отдыха в этих шезлонгах преобразования формы проводятся вручную, что очень просто и совершенно надежно. Надо сказать, что, когда примерно в середине XX века стали встраивать электромоторы в подобную мебель, чтобы изменять профиль ложа, не вставая с него, то идея такой механизации не получила пока широкого практического распространения из-за возможных сбоев и отказов в работе этих механизмов. Здесь вполне уместно вспомнить и такой "тупик эволюции в механизации мебели", как диван-кровать с педалью, при нажатии на которую он буквально "выстреливал" кроватью и горе тому, кто зазевался на ее пути. Вообще в случае с механизацией мебели безопасность эксплуатации — ключевой вопрос. Тем не менее опыты по встраиванию в мебель механических, электрических и пневматических автоматов продолжаются и к XXI веку оформились в направление по разработке интерактивных объектов, где эффект взаимодействия объекта и субъекта носит двухсторонний характер. Наработок в этом направлении пока не слишком много, но уже обратили на себя внимание интерактивные объекты итальянского дизайнера Дениса Сантакьяры — добрые, ироничные, услужливые, воскрешающие в памяти "безмолвных слуг", о которых мечтали мебельщики-механики ХVIII века.

Новости светотехники