Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Оформление интерьера arrow Дизайн интерьера комнат

Latest Articles

Most read

Дизайн интерьера комнат

Чтобы понять, в чем заключается красота современного жилища, какими мы должны пользоваться оценками и критериями, надо разобраться в вопросах современного стиля - в архитектуре, в мебели, в предметах быта. Без этого трудно бороться с безвкусицей, мещанством и излишествами в дизайне интерьера комнат, в оформлении интерьеров жилых домов, бороться за высокий эстетический вкус.

В нашу эпоху - эпоху великих научных открытий, в эпоху атомной энергии и невиданного развития промышленной техники - изменились не только формы жизни и жизненный уклад людей, но и темпы жизни; изменилось и восприятие предметов быта. Сложились иные эстетические идеалы, иные понятия о красоте жилища. Каковы же эти понятия?

Мебель и обстановка жилища, бытовые предметы всегда отражают, как говорится, стиль эпохи. Стиль барокко или классицизма нашел свое выражение не только в архитектурных памятниках, но и в предметах быта, в форме и росписи ваз, в одежде, утвари, мебели. Как принято утверждать, в прикладном искусстве ярче, чем в любом другом виде искусства, проявляются характер, национальные черты народа, уровень его культуры. К сожалению, в нашем прикладном искусстве пока еще не виден уровень нашей культуры. Мебель, выпускаемая в настоящее время, никак не отражает нашу эпоху. В большей своей части она повторяет старые, давно отжившие образцы эклектичной и безвкусной мебели. Даже когда она подражает лучшим образцам русской мебели прошлых веков (например, мебели эпохи русского классицизма конца XVIII века), в самом этом подражании коренится глубочайшая ошибка. Вещь, повторяющая пусть даже самый хороший образец прошлого, в современном интерьере будет выглядеть чужеродной, казаться архаизмом, так как эта вещь была создана в другую эпоху, для другого уклада жизни, для быта других людей.

В наше время изменились и архитектура и самый тип домов. Небольшие дома уступили место многоэтажному зданию с совершенно иной внутренней тектоникой, иной планировкой, иной обработкой фасада. Если во второй половине XIX века все внимание архитектора было устремлено на фасад здания, то ныне главным принципом становится решение его целостного объема. Современные большие здания почти не требуют декора, так как при огромных фасадах лепные или рельефные украшения не читаются, сливаются. Такой облик зданий соответствует ускоренному ритму жизни больших городов, интенсивности уличного движения, общему оформлению улиц. Рациональность, ясность архитектурного мышления, четкость конструкции, чистота пропорции, строгость в применении декора являются основой современной архитектуры. В этом выступают уже определенные черты формирующегося стиля и советской архитектуры.

Конечно, еще рано утверждать, что этот стиль уже полностью сложился. Но отдельные черты его - ясность, простота и целесообразность - наметились с достаточной отчетливостью. Они, эти черты, выступают не только в архитектуре, но и в других областях, в том числе и в прикладном искусстве, например, в создании мебели нового типа.

Современная мебель проста, легка, удобна, конструктивна. Форма ее ясно выражает назначение предмета и не скрыта никаким декором, никакими украшениями. Точно так же как наши архитекторы отказались от перегрузки фасада излишними украшениями, проектировщики новой мебели стараются выявить ее конструкцию, заставить работать самый материал, отойти от распространенных в прошлом приемов украшения - резьбы, инкрустации, отделки бронзой, перламутром и другими дорогостоящими материалами.

Дизайн интерьера комнат и квартир создается за счет ясности конструкции, продуманности пропорций, гладких полированных поверхностей, чистоты линий и гармонии соотношения отдельных частей, умелого использования цвета и текстуры дерева, сдержанности декоративных акцентов.

Эстетические качества предметов обихода всегда связаны с техникой их изготовления, способом их производства.

Появление новых форм мебели обусловливается не только изменениями, происшедшими в общественной жизни людей, в их быте, новой архитектурой, но и изменившейся техникой и технологией самого мебельного производства. Красота мебели стиля рококо или русского классицизма, заключавшаяся в изящных, плавных изгибах и очертаниях, в пластичности форм, достигалась в большой степени благодаря применению индивидуального ручного труда. Гнутые спинки, ножки кресел и подлокотники, сложные профили, изящная тонкая резьба, инкрустация требуют длительной ручной обработки. Ручное изготовление мебели, изогнутых ножек подлокотников кресел, разного рода украшений, профилировка, резьба, накладка уже устарели. Теперь, когда стало возможным создавать большие полированные поверхности машинным способом, они успешно могут быть использованы и как элементы конструктивного решения новых моделей мебели и как элементы художественного оформления. Можно, конечно, и машиной выполнить и повторить резные украшения и рисунки мебели XVIII века. Но нельзя и вредно навязывать современной фабричной технике устаревшие приемы, несвойственные ей пластические мотивы, выполнение чуждых ей деталей и частей. Современность мебели - в ее соответствии современной архитектуре, современному интерьеру. Однако если заглянуть во многие квартиры современного городского дома, то прежде всего бросается в глаза устарелость типов мебели, тканей на занавесках и обивке диванов, люстр, ламп и прочего оборудования; разностильность, мешанина из предметов, представляющих набор самых разнохарактерных, совершенно не подходящих друг к другу вещей, вынужденных соседствовать и "уживаться" друг с другом. Старомодные обои с крупными букетами и замысловатыми узорами, громоздкая, тяжеловесная мебель совершенно не соответствуют современному типу домов, современному быту и укладу жизни. Это относится не только к внутреннему убранству жилого дома. Бросается в глаза вопиющая дисгармония, помпезность, блеск, обилие позолоты во внутренней отделке и убранстве многих наших общественных зданий, гостиниц, станций метро, механическое перенесение элементов русского зодчества XVIII или XIX века в современную архитектуру. Наше время любит строгость и простоту формы, удобные в употреблении предметы. Как же может к ним подойти резная, тяжелая мебель, ткани в букетах и фарфор с затейливыми завитушками? Новые квартиры с их ограниченной площадью еще больше подчеркивают громоздкость, несуразность этой мебели, пышность обоев и декоративных тканей, повторяющих в своих рисунках устарелые образцы искусства конца XIX века. Эти обои и ткани, так же как и мебель, не соответствуют нашему времени и современной архитектуре. Тем не менее до сих пор фабрики, выпуская те или иные виды мебели, не заботятся о том, в каком окружении будет находиться эта мебель и как она будет выглядеть в соотношении с другими предметами мебели, обоями, декоративными тканями, осветительной арматурой,- короче говоря, в интерьере жилого дома. У нас есть отдельные великолепные работы в дереве, керамике, фарфоре, но как часто нет органического единства между ними! Помещенные в неподходящую среду или собранные вместе, они часто теряются, "убивают" друг друга. Проблема целостности интерьера является сейчас насущной проблемой архитектуры и художественной промышленности.

Почему так хороши были интерьеры, например, XVIII века (барокко или классицизма), почему до сих пор они пленяют нас красотой, цельностью, гармонией? Вспомним хотя бы большой зал Екатерининского ила Петергофского дворца. Здесь поражает общий ансамбль, в который входят и рисунок паркета, и роспись потолка, и единство форм мебели с оформлением зеркал, настенных бра, и теплый блеск позолоты, ансамбль, где во всем до мельчайших деталей чувствуется объединяющая рука зодчего. Вот где убедительно выражен стиль эпохи!

Величайшие русские зодчие - Растрелли, Камерон, Росси, Стасов - много и плодотворно работали не только как архитекторы, но и как проектировщики мебели, оформляли весь интерьер, внося в это дело и высокую культуру, и хороший вкус и добиваясь органического единства с архитектурными формами своего времени.

Если бы архитекторы и художники следовали этим прекрасным традициям замечательных русских зодчих, то можно с уверенностью сказать, что наши интерьеры намного бы выиграли, решение их оказалось бы на гораздо более высоком художественном уровне. Кое-что в этом направлении уже делается. Разработано много проектов комплексного оборудования квартир. Однако целостные, художественно решенные интерьеры пока еще исключение, а не правило.

Переход к промышленному способу изготовления, к использованию новых материалов отнюдь не означает упрощения облика вещей, отказа от их художественного качества. Он требует только другого рисунка для этих вещей, вызывает к жизни новые формы и ни в коем случае не предполагает их стандартизации. Наоборот, промышленность открывает безграничные возможности для выпуска мебели, всевозможных типов, видов, форм, отвечающих самым различным эстетическим вкусам и самому разному практическому назначению.

Так же и стекло: цветное или бесцветное, прозрачное или непрозрачное, многослойное, гладкое или граненое, с гравировкой или травлением - многообразие способов его обработки позволяет создавать изделия, совершенно несхожие по своему облику, при одинаковой или близкой форме.

Или, например, секционная и комбинированная мебель, где различные сочетания секций могут дать огромное количество вариантов, производящих совершенно разное художественное впечатление (комбинация открытых и застекленных полок в стеллажах вдоль стены, низких или высоких шкафов и т. д.). Таких примеров можно привести множество. Опасения стандарта в действительности окажутся совершенно беспочвенными.

Конечно, в нашем быту встречаются красивые, подлинно художественные вещи. Но в большинстве случаев это изделия народных мастеров. Они, как правило, очень редки и дороги. Нам представляется, что упор надо делать не на народные промыслы, которые ни в коей мере не могут удовлетворить растущие потребности широких масс, а на художественную промышленность. Она обладает мощной производственной и технической базой, высококвалифицированными кадрами художников и разветвленной сетью художественных советов и поэтому может создавать невиданные по размаху, по разнообразию форм, новые и прекрасные образцы прикладного искусства и бытовой вещи.

Причем здесь не надо бояться, что машинное производство убьет произведение искусства, что утратится неповторимая прелесть и очарование индивидуальности мастера, отпечатка его творческой личности, движения его руки. Действительно, кое-что утратится и не может не утратиться, но столько же и приобретется. Даже больше! Ведь все то новое - разнообразие форм, смелость и неожиданность решений, новизна конструкций, иное понимание гармонии и красоты, что несут с собой новая техника и новые материалы,- так же недоступно ручному ремеслу, как промышленному производству недоступны бесхитростная наивность, неповторимое очарование вещей ручного производства.

Развитие общества, небывалый расцвет промышленного производства, науки и техники определили новое эстетическое восприятие действительности. Это отразилось и на изменении внешнего облика вещей. Из мира привычного, мира вещей, созданных руками человека (или машиной, но машиной, подражающей образцам, идеалам, представлениям о форме предметов, возникшим еще в домашинную эру), мы должны перенестись в мир новой техники, новых форм. Новая техника несет с собой иной характер рисунка для предметов быта, иное соотношение частей, другие пропорции, изгибы, другие решения креплений и "суставов", соединений и членений, т. е. изменение облика, внешнего вида, рисунка вещей.

Применение в быту новых, ранее мало использовавшихся материалов (металл, пластики, стекло) открывает большие возможности для создания предметов новых форм и новых рисунков. Если раньше круглая форма горшка или вазы определялась гончарным кругом, на котором их выделывали, конструкция стола или стула - четырьмя точками опоры и деревянной "связанной" рамой, то современная техника позволяет воплотить самую смелую фантазию художника, создать новые, небывалые формы предметов.

Уже теперь начинают делать вместо традиционного четырехногого деревянного стола откидной или с одной ножкой стол-доску, прикрепленный к стене или серванту, или стол на трех ножках, или выдвижные чайные столики, или кресла с подлокотником на стержне, кресла с дюралюминиевым или металлическим каркасом, обтянутым яркой или полосатой декоративной тканью. Они вовсе не лишат человека милых, уютных, домашних, любимых с детства вещей и привычек, а, наоборот, окружат человека удобствами, будут обладать легкостью пользования.

Новости светотехники