Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Вентиляция arrow Увлажнение воздуха

Latest Articles

Most read

Увлажнение воздуха

Регламентированию влажности воздуха в вентиляционных системах электрических машин до последнего времени особого значения не придавалось, хотя известно, что чрезмерно сухой воздух способствует более быстрому старению и износу изоляции машин. При небольшой влажности сильно изнашиваются щетки. Сейчас вопросу влажности воздуха, циркулирующего в системах вентиляции машин, уделяется больше внимания. В ряде установок предусматривают увлажнительные устройства, несколько повышающие влажность воздуха, например, в холодный период года, когда абсолютное влагосодержание наружного воздуха невелико. Интенсивность влагообмена между водой и воздухом зависит от величины поверхности соприкосновения между ними. Эта поверхность значительно увеличивается при распылении воды. Поэтому, применяя оросительные установки, можно добиться увлажнения воздуха.

Содержание влаги характеризуется относительной влажностью воздуха. При данной температуре воздух может быть насыщен только определенным количеством водяных паров. Чем выше температура воздуха, тем большим количеством паров он может быть насыщен, и наоборот. При относительной влажности не более 60% помещения считают сухими.

Абсолютная влажность одинакова, например, при температуре 25°С, относительной влажности 60% и при температуре 15 °С, относительной влажности 90%. Поэтому очевидно, что указание только относительной (или абсолютной) влажности воздуха без учета его температуры недостаточно характеризует среду. Более правильно оценивать влияние влажности воздуха по совместному воздействию температуры и относительной влажности.

Для увлажнения воздуха используют устройства водяного орошения брызгального типа. Эти устройства располагают в установках добавочного воздуха перед фильтрами, а в системах вентиляции машин - после воздухоохладителей. Установка увлажняющих устройств перед воздухоохладителями приводит к отложению солей на поверхности воздухоохладителей. Удалить эти соли с проволочного оребрения воздухоохладителей весьма затруднительно, и эффективность оребрения уменьшается.

Оросительные устройства при помощи ряда форсунок (сопл) разбрызгивают холодную воду (желательно питьевую или дистиллированную), которая несколько снижает температуру проходящего воздуха (примерно на 3°С), поскольку часть тепла воздуха расходуется на испарение воды. Воздух увлажняется и частично очищается от пыли. Увлажнение особенно требуется тогда, когда влажность воздуха понижена.

Увлажнение воздуха до 40-60% помогает процессу коммутации машин, благоприятно отражается на состоянии изоляции их обмоток, так как изоляция при этом менее подвержена высыханию, а также увеличивает долговечность щеток. Избыток или недостаток влаги (менее 2 г/м3) в воздухе, окружающем коллектор, может быть причиной искрения машин.

Желательно предусматривать возможность регулировки степени влажности, с тем чтобы в жаркие периоды года влажность воздуха в машинном помещении не превышала 30-40%. Большая влажность при высоких температурах воздуха создает неблагоприятные условия для работы обслуживающего персонала.

Регулировка степени влажности воздуха (с помощью специальных приборов для контроля, измерения и регулирования влажности) облегчает условия коммутации на коллекторе, уменьшает износ щеток и соответственно образование пыли в машине, увеличивает теплопроводность охлаждающего воздуха и предотвращает высушивание изоляции обмоток машины.

Во время длительных остановок машины температура ее может оказаться ниже точки выпадения росы, тогда при повышении температуры в электромашинном помещении избыточная влага из воздуха конденсируется на обмотках машины, снижая ее изоляционные свойства. Когда машина работает, она, будучи теплее окружающего воздуха, не принимает в себя влагу.

Для обогрева неработающей машины во время больших пауз в работе, предотвращения образования конденсационной воды из-за падения температуры воздуха в машине и поддержания ее изоляции сухой при колебаниях температуры в фундаментах крупных машин устанавливают электропечи (грелки). Их устанавливают под всеми крупными машинами (300-500 кВт). В зависимости от местных условий грелки могут быть установлены и для меньших по мощности машин.

Для машин, устанавливаемых в электромашшшых помещениях и работающих по замкнутой системе вентиляции, исключающей забор наружного (холодного) воздуха, установка грелок не требуется, потому что во время остановки машин температура воздуха в электромашинном помещении благодаря дежурному отоплению составляет не менее +5°С.

Для машин, установленных в цехе, установка грелок является обязательной. Обычно применяют грелки типа ПТ-И-2, 1 кВт, 220 В. Грелки однофазные и включаются в три фазы.

Иногда грелки выбирают в зависимости от массы машин, по одной грелке для 5 т массы средних машин (массой до 30 т) и для 10 т массы крупных машин (массой свыше 30 т).

Наружный воздух с температурой ниже -20 °С необходимо постоянно подогревать во время работы машины до температуры не ниже -20 °С, а во время стоянок до температуры не ниже 5°С, при которой не образуется конденсат и не происходит отсыревание обмоток машин.

Новости светотехники