Menu Content/Inhalt
Энциклопедия arrow Строительство arrow Как? arrow Какой экскаватор выгоднее?

Latest Articles

Most read

Какой экскаватор выгоднее?

altЕжегодный прирост рынка гидравлических экскаваторов в России составляет 4...5%. На этом фоне импортная техника демонстрирует стремительный рост – 50...60%. Очевидно, что рост происходит за счет сокращения закупок техники российского производства. Это наглядно демонстрирует анализ объемов продаж новых российских и импортных гидравлических экскаваторов в России.

Продажи российских и импортных гидравлических экскаваторов в России.

Вместе с тем российский рынок экскаваторов, особенно его строительный сектор, еще не вполне сложился. По свидетельству дилеров, занимающихся продажей импортной техники, спрос в этом секторе весьма хаотичен. Из-за бурного роста объемов строительства компании обычно получают подряд, а потом срочно ищут технику для его выполнения. Техника, имеющаяся на складе, продается сейчас очень быстро, в то же время при работе под заказ сроки поставки резко увеличились – спрос на экскаваторы растет не только в России. В результате сейчас срок поставки для покупателей составляет около 10 недель и более. Дилеры вынуждены работать в еще более сложных условиях – для них, по некоторым данным, сроки поставки достигают 20 недель.

Есть и другой аспект. По словам дилеров, заказчики, работающие в горнодобывающей отрасли, уже достаточно хорошо научились считать свои деньги. Они обращают внимание не только на цену экскаватора, но и на его производительность, смотрят стоимость нормо-часа технического обслуживания, рассчитывают расход топлива на выработку кубометра породы. И, самое главное, они четко понимают, что машина, которая простаивает, не только не приносит прибыли – она приносит убытки, ведь деньги, потраченные на нее, могли бы работать другим образом. А в строительном бизнесе еще встречаются компании, которые нашли работу случайно и не до конца отдают себе отчет о своих издержках.

Очевидно, по мере развития рынка эта ситуация будет меняться, и подрядчики на своих или на чужих ошибках будут учиться осваивать все более рациональные способы использования своей техники и своих капиталов.

«Японское не ломается». К сожалению, пока российская техника способна противопоставить импортной только свою относительную дешевизну. Например, в Москве ориентировочная цена экскаватора зарубежного производства с ковшом вместимостью 0,8 м3 составляет около 110 000 USD, тогда как ET-18 производства компании «Тверской экскаватор» с ковшом вместимостью 1 м3 стоит примерно 70 000 USD. Такая же ситуация и с более тяжелыми машинами: ET-25 с ковшом вместимостью 1,25 м3 стоит примерно 85 000 USD, тогда как аналогичная зарубежная машина с ковшом 1,2 м3 – около 150 000 USD. Разумеется, все приведенные цифры носят сугубо ориентировочный характер, поскольку реальные цены являются результатом переговоров между дилером и заказчиком, учитывают все нюансы и составляют коммерческую тайну.

Несмотря на заметную разницу в цене, все большее число подрядчиков предпочитают импортную технику. Они уверены, что зарубежные экскаваторы прослужат дольше и более эффективно. «Высокая цена оправдана тем, что импортная техника надежней, – сообщил начальник цеха технических средств «Новосибирского Горводоканала» Анатолий Казанцев в ходе опроса «Оценка эффективности продукции машиностроения в восприятии потребителей», проведенного в 2005 году Службой экспертного мнения. – Но техника есть техника, она всякая ломается, подшипники летят и на импортной, и на нашей. Мы провели анализ: за год зарубежный экскаватор ломался дважды, мы на ремонт истратили 175 000 рублей, а российский экскаватор ломался 10 раз в год, мы на него тоже истратили 175 000 рублей. Вот и получается, что импортная техника надежнее».

Еще одна важная особенность российского рынка импортных экскаваторов диктуется курсовым соотношением между долларом и евро. Из-за высокого курса евро стоимость машин, номинированных в этой валюте, оказывается неоправданно высокой, в результате чего продажи европейских производителей в России заметно сокращаются, а доля американских и японских машин на рынке растет. Иностранные компании успешно реализуют экспансию на новый рынок.

На рынке России из экскаваторов, произведенных в Японии, чаще всего встречаются модели Hitachi. Они выгодно отличаются низкой ценой, а дополнительным резервом для снижения стоимости служит готовность экскаватора к работе в холодном климате.

Основным конкурентом японских компаний выступает американская компания Caterpillar. Впрочем, применительно к гидравлическим экскаваторам эту фирму следовало бы тоже считать японской: дизайн-центр всех экскаваторов Caterpillar расположен в японском городе Акаши. Caterpillar имеет совместное предприятие с компанией Mitsubishi, которая во время Второй мировой войны занималась гидравликой для подводных лодок, а после поражения Японии применила свои технологии в мирных целях, разработав гидравлический гусеничный экскаватор для дорожного строительства. Завод в Акаши поставляет комплектующие для ряда сборочных производств Caterpillar по всему миру, в частности в Бельгию.

До лета 2004 года в Россию поставлялись экскаваторы бельгийского производства, но затем Caterpillar перешла на поставки из Японии. По словам представителей компании, бельгийские экскаваторы, предназначенные в основном для европейского рынка, имели повышенную комфортабельность в стандартной комплектации, что наряду с расположением Бельгии в зоне евро вело к увеличению их стоимости. Тем не менее переход в России на поставки экскаваторов Caterpillar из Японии не привел к заметному снижению их цены. Сказались транспортные расходы. Своеобразие российских железнодорожных тарифов заключается в том, что для поставки экскаватора в европейскую часть России – Санкт-Петербург, Москву или даже Самару – его дешевле везти из Японии морем через Суэцкий канал до Антверпена и оттуда отправлять автомобильным транспортом. Хотя цены практически не изменились, для эксплуатантов, по их свидетельствам, больше подходят японские машины.

«Мы занимаемся разрушением объектов, таких как мосты или аэродромные конструкции, в этом случае советская техника вообще не обсуждаема, – рассказывает исполнительный директор ЗАО «Рецикл материалов» Сергей Голованенко. – А какая разница – Hitachi или Caterpillar разрушит, тут уже начинаются технические характеристики: какие ножницы, какой гидромолот повесили на них и дальше – сколько может отгружать ковш».

Разница в ковше. По оценкам, в России и странах СНГ примерно 95% экскавационных работ выполняется с использованием ковша. К ним относятся рытье котлованов под фундаменты, снос объектов и расчистка строительного мусора, разработка песчаных и гравийных карьеров, а также копание тысяч километров траншей для нефте- и газопроводов.

Большая вместимость ковша означает более высокую эффективность экскаватора на этих работах и меньший его износ, поскольку одинаковый объем работы производится за меньшее число рабочих циклов. К примеру, использование разных ковшей на одном экскаваторе (вместимостью 0,8 и 1,05 м3) позволяет за каждый рабочий цикл переносить на 0,25 м3 грунта больше. Разница в 20% влечет за собой серьезные последствия.

Разумеется, не так все просто: нельзя навесить на экскаватор более вместительный ковш без серьезной переработки всей конструкции машины. Поэтому экскаваторы Caterpillar в сравнении с экскаваторами конкурентов имеют более тяжелую стальную силовую конструкцию.

Caterpillar 330C весит 33,2 т и комплектуется 0,7...2,1-кубовыми ковшами. При этом экскаватор снабжен противовесом 6,2 т. То есть без противовесов масса Caterpillar 330C на 2,8 т больше за счет дополнительного металла. Очевидно, что это влечет повышение цены машины. Сталь дороже бетона, металлоконструкции требуют дополнительной обработки. Однако этот металл не является «лишним».

Caterpillar ориентируется на верхний сегмент рынка импортных экскаваторов. Более высокая – примерно на 10...20% – цена экскаваторов Caterpillar обусловлена рядом технических особенностей, но она должна окупиться за счет большей производительности машины. Разумеется, в том случае, если владелец имеет возможность достаточно плотно загрузить свой парк экскаваторов, на уровне 3000 машино-часов в год или еще выше. Эффективная техника нужна там, где она зарабатывает деньги. Если техника простаивает, тогда уж лучше дешевая.

Новости светотехники