Валы центробежных вентиляторовКо всем валам, независимо от их формы и размеров, предъявляются следующие требования:а) валы изготовляются с соблюдением прямолинейности их осей и не должны иметь биения; б) шейки и цапфы валов должны быть цилиндрическими; в) поверхности шеек и цапф валов должны быть совершенно гладкими, без вмятин, рисок и волнистости; г) рабочая поверхность шпоночных канавок должна быть гладкой, без забоин и вмятин; д) резьба на валу должна быть полной, без забитых и растянутых ниток. Форма вала должна соответствовать расположению колеса и шкива на нем. Валы центробежных вентиляторов могут изготовляться из стали марок Ст. 4, Ст. 5, 45. На прочность вала влияет его конфигурация и чистота поверхности, поэтому при ремонте валов это следует учитывать, так как установка валов с конфигурацией, не соответствующей чертежу, коррозия и грубая обработка валов, как и другие факторы, могут привести к поломкам и авариям вентилятора. Посадочные места под подшипники без закрепительных втулок должны обязательно подвергаться шлифованию. Посадочные места под втулку рабочего колеса и шкива, а также под подшипники на закрепительных втулках могут обрабатываться только резцом, но без заметных токарных рисок, силовым методом. Вентиляторные валы, как правило, следует обрабатывать на точных токарных станках по системе отверстия с точностью по 3-му классу. При окончании обработки вала на токарном станке, не снимая его со станка, проверяют его на прямолинейность при помощи индикатора или другим способом. Для увеличения долговечности подшипников и обеспечения их нормальной работы заплечики вала и галтели должны быть хорошо обработаны. Заплечики валов должны быть перпендикулярны оси посадочного места. На торце заплечика вала не должно быть рисок и забоин. Заплечик следует шлифовать торцом того же круга, которым шлифуется и посадочное место на валу. В случае, если торец шлифовального круга не перпендикулярен к своей образующей поверхности, заплечики валов получаются коническими. В этом случае после установки подшипника на место к торцу заплечика могут прикасаться только внутренний или только наружный край подшипника. Такие валы не допускаются к монтажу, так как при действии большой осевой нагрузки заплечик быстро сомнется, вследствие него подшипник будет незажатым между крепежной гайкой и за плечиком. Выточка заплечика вала должна производиться строго по чертежу или по образцу старого вала, так как размер его имеет большое значение для нормальной работы подшипника. Слишком высокий заплечик затрудняет демонтаж подшипника, так как не остается достаточной площади, чтобы захватить съемником за внутреннее кольцо подшипника. Если же заплечик вала слишком мал, то подшипник будет упираться в него только незначительной частью своей поверхности, что может привести к смятию торца подшипника, особенно при работе с большими осевыми нагрузками, а также при больших числах оборотов. Высоту заплечика следует делать равной половине толщины внутреннего кольца подшипника. Перпендикулярность заплечика можно проверить угольником со срезанной вершиной угла. Радиус галтели вала должен быть немного меньше, чем радиус фаски внутреннего кольца подшипника, так как иначе при установке подшипника на посадочное место торец его внутреннего кольца не примкнет к торцу заплечика. Проверку диаметра вала и посадочных мест можно производить предельными скобами. Проходная сторона скобы должна свободно надвигаться под собственным весом, а непроходная совсем не должна находить на посадочные места вала. Доводить посадочные места валов до необходимых размеров рекомендуется шлифованием наждачным полотном или бархатным напильником. Метод ремонта вентиляторных валов выбирается в зависимости от материала, размеров, характера дефекта, величины отклонения от установленных норм, а также от возможностей ремонтной службы завода. Прогиб вала в части его или по всей длине определяется с помощью индикатора и меловой линии. Вал устанавливается на центрах токарного станка и постепенно поворачивается. По толщине меловой линии и по отклонениям стрелки индикатора определяют место и величину прогиба вала. Наибольшие отклонения стрелки индикатора при вращении вала отмечают знаком плюс (+) или минус (-) в зависимости от того, в какую сторону перемещается стрелка индикатора по циферблату. Биение, указываемое индикатором, вдвое больше величины прогиба вала (например, при показании индикатора 0,1 мм прогиб вала равен 0,05 мм). Если при одном обороте вала стрелка индикатора два раза показывает увеличение и два раза уменьшение показаний, и если эти показания стрелки в сторону плюса (+) и в сторону минуса (-) примерно одинаковы, то вал имеет в данном сечении овальную форму. Если при одном обороте будет только одно отклонение - в сторону увеличения или в сторону уменьшения, то в данном сечении вал имеет только прогиб. Штифт индикатора следует ставить на неизношенные места шеек, сохранившие круглую форму, чтобы не принять прогиб вала за износ шейки. Допуск на прогиб валов зависит от числа оборотов, формы и размера насаженных на вал вращающихся частей вентилятора. Для вентиляторов допуск на прогиб вала составляет 0,2 мм на 1 м длины. Погнутые валы могут быть выправлены холодным или горячим способом. Небольшие прогибы (на 0,1 длины вала) у валов вентиляторов можно устранить правкой в холодном состоянии ручной винтовой скобой, домкратом или под прессом. Горячий способ правки применяют для валов диаметром 50 мм и выше. В процессе правки нельзя допускать резких ударов и изгибов вала. На валу не должно оставаться ссадин и следов от применяемого приспособления. После всех видов правки вал проверяется, притачивается и шлифуется в местах обработки, указанных на чертеже. Ремонт поломанных валов может быть выполнен при помощи газовой, электрической или кузнечной сварок. Изношенные поверхности шеек и цапф валов могут быть наплавлены кислородно-ацетиленовым пламенем и электросваркой, причем необходимо при этом принять все меры, исключающие возможность коробления вала. Износ шеек и цапф валов может быть отремонтирован металлизацией, если толщина наносимого слоя не превосходит 10 мм. Наплавленные вышеуказанными способами изношенные поверхности шеек и цапф валов обтачиваются, а если нужно, то и шлифуются. Кроме указанных способов ремонта и восстановления валов, существуют и другие способы. Разработанные шпоночные канавки увеличиваются слесарной обработкой или фрезерованием, при условии, что величина разработки не превышает 15% размеров канавки. При более значительной разработке щпоночной канавки ее заделывают заваркой и фрезеруют новую канавку в другом месте вала. Забитую или сорванную резьбу на валах вновь прорезают на новый диаметр, а при невозможности прорезки - заваривают, протачивают и нарезают вновь. Заплечики и галтели валов восстанавливают обтачиванием. Полировка шеек и цапф подвергающихся ремонту валов повышает их износоустойчивость. Полировку можно производить вручную с помощью различных приспособлений - жимков. Полировать можно тонко измельченным порошком корунда или наждака, пастой ГОИ, окисью хрома, крокусом. Установку вала центробежного вентилятора производят после того, как на вал посажены шкив и подшипники, а корпуса подшипников подготовлены к установке в них вала. У вентиляторов до ? 5 шкив балансируется вместе с рабочим колесом, а начиная с ? 6 - 6 1/2 шкивы, насаженные на вал, балансируются отдельно. Перед установкой вала его поверхность очищают от прилипшей пыли и грязи и протирают. Горизонтальность вала, уложенного на нижние половины корпусов подшипников, можно проверить уровнем, установленным на середине (и на концах) вала. Проверив правильность получившихся зазоров между рабочим колесом и стенками кожуха, укладывают в корпуса подшипников войлочные или фетровые уплотнения и, установив верхние половины корпусов, сбалчивают их с нижними половинами. Во время сборки подшипникового узла вентилятора необходимо соблюдать рабочий люфт подшипников, чтобы избежать их повреждений при температурном расширении вала.
Новости светотехники |